Аннотация:В работе рассмотрены существующие подходы к определению множества взаимосвязанных понятий, таких как «градообразующие», «стратегические» и «социально значимые» предприятия, что представляется особенно ценным в условиях имеющейся высокой неопределенности в терминологии. Автор провел сравнительный анализ существующих и перспективных концепций, устанавливающих критерии отнесения предприятий к градообразующим, которые затем апробировал на примере реально существующих предприятий Красноярского края, обладающих статусом градообразующих.
В работе рассмотрена эволюция становления и развития градообразующих предприятий и моногородов в России, выявлены общие причины кризисного положения большинства из них и факторы, снижающие эффективность их деятельности в современных условиях, изучена отраслевая структура российских моногородов, проведен сравнительный анализ мер государственной поддержки градообразующих предприятий в России и опыта оздоровления моногородов в США и Европе, а оценка также возможностей оздоровления градообразующих предприятий в процедурах банкротства в России.
Большой интерес представляет проведенный автором в третьей главе анализ реализации антикризисной стратегии на примере реального российского градообразующего предприятия – ОАО «Лесосибирский ЛДК №1». Автор демонстрирует глубокое знание рассматриваемой ситуации: на основании проведенного анализа финансового состояния компании сделан вывод о ее кризисном положении, предложены конкретные антикризисные меры для реализации на уровне компании, а также направления совершенствования государственной политики в сфере оздоровления предприятий лесной отрасли.
Автор проделал большую работу, изучил множество разнообразных источников – от нормативно-правовых актов и до аналитических исследований крупнейших экспертных центров, промышленных предприятий, зарубежной литературы. Работа насыщена интересным фактическим материалом, все тезисы подкреплены примерами из отечественной и зарубежной практики.