Ответственность государств за действия, совершенные за пределами своей территории, по нормам Конвенции о защите прав человека и основных свободдипломная работа (Бакалавр)
Аннотация:Европейская Конвенция о защите прав и свобод человека (ЕКПЧ, Европейская Конвенция, Конвенция) занимает особое место в правовых системах государств-членов Совета Европы по сравнению с иными международными договорами. Главное значение Европейской Конвенции заключается в том, что государства-участники создали «европейский стандарт» в области защиты прав человека, а физические и юридические лица получили наиболее полную защиту своих прав, на основе этого стандарта.
На основании изложенного автор пришел к следующим выводам:
1. Ответственность государств за нарушение норм ЕКПЧ наступает в случае не обеспечения каждому лицу, находящемуся под юрисдикцией государства-участника Конвенции прав и свобод, гарантированных Конвенцией. По общему правилу, правовое пространство ЕКПЧ распространяется на территорию подписавших ее государств, и ЕСПЧ в своей практике часто указывал на то, что территориальный принцип является преобладающим, однако случаи нарушения государствами прав, гарантированных ЕКПЧ, за пределами их территориальных границ, сделали необходимым в исключительных случаях признавать экстерриториальное действие ЕКПЧ, при этом ЕСПЧ постоянно заявляет, что исключительные обстоятельства устанавливаются и признаются им же самим индивидуально по каждой жалобе.
2. Анализ практики ЕСПЧ показал, что экстерриториальное применение ЕКПЧ возможно на основании двух критериев: во-первых, когда договаривающаяся сторона устанавливает «эффективный общий контроль» или оказвает «влияние» на территории или в определенном месте, отличном от своей собственной территории и, во-вторых, договаривающиеся сторона осуществляет юрисдикцию путем принятия «полномочий или контроля над лицом». При определении существования «эффективного контроля» над территорией ЕСПЧ руководствуется критериями - масштаба военного присутствия одного государства на территории другого или в регионе в целом, или степенью оказываемого одним государством влияния на другое государство, включая военную, экономическую и политическую поддержку местной администрации. При определении деятельности «государственных агентов за рубежом» Суд применяет такие критерии как - осуществление физической власти и фактический контроль над соответствующим лицом.
3. Значение практики ЕСПЧ выходит далеко за пределы простого разрешения спора, возникшего между лицом, находящимся под юрисдикцией государства-участника ЕКПЧ, и государством-участником ЕКПЧ. Учреждение международного судебного органа в качестве механизма защиты прав человека оказывает беспрецедентное влияние на объем принятых на себя государствами обязательств по обеспечению и защите прав человека и качество их соблюдения. В рамках рассматриваемой темы знаковыми решениями следует считать дела Банкович и другие против стран НАТО, Илашку и другие против Молдовы и России, Лоизиду против Турции, Бахрами/Сарамати против Франции, Аль-Скейни/Аль-Джеда и другие против Великобритании, Серинг против Соединенного Королевства в которых были сформулированы основные критерии экстерриториально применения положений ЕКПЧ, которым отныне государства должны следовать в деле защиты и уважения прав человека.
4. В результате своей деятельности в целом и непосредственно в всете экстерриториального применения положений ЕКПЧ ЕСПЧ разработал ряд важных подходов к вопросам понимания, содержания и объема таких фундаментальных категорий как: «военное присутствие», «военное вмешательство», «поддержка», «влияние», «эффективный общий контроль», за реализацию (осуществление) которых наступает ответственность по нормам ЕКПЧ. Иными словами, Европейский Суд в каждом конкретном случае не просто конкретизирует данные понятия, но и постоянно наполняет их новым содержанием, определяя тем самым для государств запреты и выставлля государствам все новые критерии для привлечения их к ответственности.