«Социально-психологический тренинг как средство блокировки навыка, препятствующего ораторскому мастерству (на примере лидеров-подростков)»дипломная работа (Бакалавр)
Аннотация:Традиционно проблема лидерства вызывает немалый интерес не только со стороны научно-психологической общественности, но и людей других профессий. В социальной и организационной психологии тема лидерства связывает фундаментальные и прикладные исследования. С конца XX века и по сей день мир претерпевает глобальные изменения, в связи с чем, резко возрос спрос на лидерство. Это объясняется тем, что феномен лидерства в различных аспектах сопровождает человечество на протяжении всего его существования. По мере смены парадигм, трактовавших природу и механизмы возникновения лидерства, интерес к его изучению только возрастает. Особенно это касается управления организациями и современного менеджмента, который в последнее время становится более эмоционально окрашенным и личностно ориентированным. Лидерство рассматривается, как способность личности объединять других людей для достижения поставленных целей. В зависимости от целей организации, ее сферы деятельности и других ситуаций как внутри организации, так и за ее пределами, деятельность будет различаться: будут разные требования к знаниям, навыкам и личностным качествам лидера. От определенных свойств, качеств и навыков лидера зависит эффективность работы организации.
По мнению Базарова Т.Ю. для лидеров важная идея бессмертия, в связи с чем лидерство может рассматриваться как движение к бессмертию.
“Лидерство — это один из возможных вариантов бессмертия, помимо творчества, создания семьи и рождения детей. Поэтому феномен лидерства будет актуален до тех пор, пока люди будут думать о бессмертии, увековечивании себя в социальном окружении” (Т.Ю. Базаров, 2017)
Актуальность исследования. Тезис о том, что лидерство – наиболее изученный и наименее понятный конструкт в социальной психологии остается актуальным и по сей день. (Алыфанов С., 2003; Андреева Г.М., 2009; Базаров Т. Ю., 2007; Емельянов Ю. Н., 1971).
Нам также хотелось бы отметить, что в условиях современного мира все большим спросом пользуются специалисты с ярко выраженными лидерскими качествами, которые смогут не только контролировать и направлять деятельность группы в нужном русле, но и способствовать ее жизнеспособности. Лидер должен уметь повести за собой последователей, и добиться наиболее успешной реализации общих целей. Таким образом, лидер должен обладать определенными навыками, умениями, способностями. Это наводит на ряд вопросов: можно ли переучить человека; блокировать те навыки, которые были сформированы раннее, но которые мешают эффективной деятельности?
Научная новизна: научная новизна данной работы состоит в попытке построение социально-психологического тренинга направленного не на формирование и развитие нового навыка, а на блокировку уже имеющегося препятствующего навыка и его трансформации в положительную сторону. Стоит отметить, что подобного рода исследования в Республике Узбекистан не проводились. Также, в психологической науке нашей страны лишь небольшое количество научных работ направлены на исследование лидеров-подростков.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении знаний об особенностях ораторских навыков в эффективной деятельности лидера.
Практическая значимость работы базируется на положении того, что лидерам, как никому другому, необходимы коммуникативные навыки, пограничные между психологией и риторикой. Разработанный социально-психологический тренинг позволяет блокировать препятствующие навыки, которые уже сформировались у лидеров-подростков в процессе обучения. Таким образом, разработанная и апробированная нами программа социально-психологического тренинга может быть использована в качестве основного инструмента при работе с лидерами-подростками в рамках повышения уровня ораторского мастерства.
Структура и объем. Работа состоит из введения, 2-х глав, выводов, заключения и списка литературы. Объем основного текста равен 61 страницам; библиография включает 56 наименования, из них на 4 английском языке. Работа включает 8 приложений.
Цель исследования: изучение возможностей специально разработанного социально-психологического тренинга как средства блокировки навыка, препятствующего ораторскому мастерству.
Объект исследования: социально-психологический тренинг.
Предмет исследования: социально-психологическая работа по блокировке препятствующего навыка.
Основная гипотеза исследования: специально разработанный социально-психологический тренинг, направленный на блокировку препятствующего навыка развивает коммуникативную компетентность.
Частные гипотезы исследования:
1) Данный социально-психологический тренинг способствует блокированию навыка, препятствующего установлению визуального контакта.
2) Данный социально-психологический тренинг способствует развитию ораторского мастерства.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические представления о феномене лидерства в социальной психологии;
2) Рассмотреть теоретические подходы к понимаю качеств и навыков, характерных для лидеров;
3) Сформировать группы лидеров на основе психодиагностических показателей по методике «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жарикова и Е. Крушельницкого) и метода социометрических измерений Д. Морено;
4) Выявить навыки, препятствующие ораторской деятельности у подростков-лидеров;
5) Разработать программу тренинга, направленного на достижение цели данной научной работы;
6) Оценить эффективность проведенного социально-психологического тренинга.
Методологической основой являются работы Базарова Т.Ю., Жукова Ю.М., Петровской Л.А. и Хараша А.У.