Аннотация:Создать эффективную систему стимулов, побуждающих работников совместно и плодотворно трудиться, достигая общие цели, учитывая роль человеческих, в частности, психологических факторов, значение которых неизменно и закономерно возрастает в современном обществе, - такова важнейшая социальная задача (Журавлев А.Л., 2005).
Актуальность исследования: Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире (Базаров Т.Ю., Еремина Б.Л., 2002). Динамичность внешней и внутренней среды системы управления персоналом обуславливают появление новых, не предусмотренных официальной оргструктурой организации, задач и функций и их мобильность. Кроме того, часто задачи имеют комплексный характер, требующий объединения усилий специалистов различных производственно – функциональных социальных групп. Одним из способов решения подобного рода задач является формирование социальных групп, направленных на разработку какого-либо проекта в ограниченный по времени период (Половинко В.С., 2002).
Эффективность проектно – ориентированного управление зависит от многих факторов: уровня зрелости компании, ее готовности к такому управлению, комплексности применения проектной методологии, масштабов и видов реализуемых проектов и т.п. Наиболее значимым фактором, безусловно, является профессионализм участников проектных команд, начиная с менеджеров и кураторов проектов и заканчивая специалистами – исполнителями проектной деятельности. Определяющую роль команд в обеспечение успешности проекта отмечают все авторы современных публикаций, посвященных раскрытию вопросов проектного управления (Белбин Р.М., 2007; Богданов В.В., 2012; Разу М., 2011).
Проблема исследования: Данные обстоятельства предполагают использование особых систем управления, поскольку доказано, что этот объект управления (проектные группы) имеет свои отличительные тенденции и закономерности функционирования и развития (командообразование, кооперирование, группирование, адаптация, коммуникация и пр.) (Базаров Т.Ю., Еремина Б.Л., 2002; Радугин К.А., Радугин А.А., 1995; Коргова М.А., 2000). Что предполагает, учитывая новизну данной оргструктуры и ее малоизученность, необходимость выявления специфики функционирования участников проектных групп.
В рамках деятельности организатора групповой работы проектных групп можно выделить 3 базовые компетентности, ориентированные на личность, группу и содержание деятельности. В результате, применив ролевой подход к ведущему совместной деятельности, ему необходимо овладеть 3 ролями, предполагающими наличие одной компетентности:
1) фасилитатор – организация групповой работы
2) медиатор – работа с атмосферой и работа с взаимоотношением группы
3) модератор – работа с содержание групповой работы, непосредственное выполнение поставленных перед группой задач (Базаров Т.Ю., 2016)
В результате чего возникает закономерный вопрос. Каким образом, учитывая специфику проектно – ориентированных групп, будут выстраиваться взаимоотношения между базовыми компетентностями организатора групповой работы и эффективностью совместной деятельности. В данном исследовании на примере работы организатора групповой работы в процессе совместной деятельности было показано, что имеется возможность развития подобного исследования.
Практическая значимость: полученные в результате данные могут найти применение в практике проектных групп, в частности в процессе оптимизации взаимодействия и взаимопонимания между руководителями и участниками проектной деятельности, а также в целом для улучшения эффективности групповой работы.
Цель исследования: выявить особенности влияние компетентностей организатора групповой работы на критерии эффективности совместной деятельности проектных групп на материале группы руководителей и участников
Объект: проектные группы руководителей и участников, осуществляющих совместную деятельность
Предмет: компетентности организатора групповой работы как фактор эффективности совместной деятельности
Общая гипотеза:
Связь между компетентностями организатора групповой работы и эффективностью совместной деятельности будет различна у руководителей и участников групповой работы
1) По показателям, полученным на выборке руководителей групповой работы, эффективность совместной деятельность больше связана с ролями медиатора и фасилитатора;
2) По показателям, полученным на выборке участников группы, эффективность совместной деятельности больше связано с ролями медиатора и модератора;
Дополнительные гипотезы:
1) Участники группы, несогласованные во мнении относительно выраженности компонентов компетентности руководителя, склонны больше приписывать причины эффективности групповой работы компетентностям организатора групповой работы, в отличие от групп, обладающих одинаковыми представлениями;
2) Связь между компонентами компетентности организатора групповой работы и эффективностью совместной деятельности будет различна у участников групповой работы в ситуациях наличия и отсутствия межгрупповой конкуренции;
Теоретические задачи:
1) Произвести обзор научной литературы на тему психологии совместной деятельности;
2) Рассмотреть проблематику эффективности совместной деятельности, а также теоретически разработать структуру критериального аппарата;
Методические задачи:
1) Разработать вариант методики «Роли мастера групповой работы» (автор Т.Ю. Базаров), выявляющей групповую оценку компонентов компетентности организатора групповой работы;
2) Проверка модифицированной методики «Роли мастера групповой работы» (автор Т.Ю. Базаров) посредством конфирматорного факторного анализа;
3) Подобрать необходимый инструментарий для исследования критериев эффективности совместной деятельности;
Эмпирические задачи:
1) Разработать и реализовать план квази - экспериментального исследования по установлению влияния компонентов компетентности организатора групповой работы на эффективность совместной деятельности;
2) Выполнить обработку и интерпретацию экспериментальных данных по изучению взаимосвязи между компонентами компетентности организатора групповой работы и эффективностью совместной деятельности на выборке руководителей и участников;