Аннотация:В дипломной работе затрагивается тема обработки специфических изображений – живописных произведений искусства. Целью обработки и разностороннего изучения полотен является получение информации, представляющей как художественную и историческую, так и практическую ценность – это определение авторства и выявление подделок.
В настоящее время фальсификация произведений искусства становится все более профессиональной, но процент выявленных подделок также высок благодаря тому, что экпертный анализ использует последние технологические достижения. Экспертиза состоит из искусствоведческого и технико-технологического анализа. Искусствоведческий анализ…
Первый представляет собой изучение истории произведения, творчества его автора, содержания и стиля произведения.
Для технологической экспертизы предметов искусства используется множество методов: разрушающие и неразрушающие объект изучения. Разрушающие применяются в основном при реставрации произведений искусства и заключаются в химической экспертизе красок и холста. Исследование состава красок помогает определить дату написания полотна, указать на картине места, подвергшиеся реставрации.
Неразрушающие методы имеют большую практическую ценность, так как производятся без повреждения зачастую очень ценных произведений. К таким относятся электронные микроскопы, ультрафиолетовые, инфракрасные, рентгеновские установки.
Рентгенография является эффективным методом для выявления скрытых изображений, внутренних слоев, отсутствующих на картинах деталей, следов реставрации. Первое использование рентгена в экспертизе произошло еще в 1896 году во Франкфурте, и к 1925 он уже регулярно использовался в Музее Fogg в Гарвардском Университете.
В живописи существует понятие «запись» – это слой краски, нанесенный поверх оригинального изображения. Записи встречаются как в подлинных произведениях – в силу особенности стиля написания или после реставрации, так и в подделках.
Рассмотрим один из часто встречающихся вариантов подделки - полную запись оригинальной картины новым слоем краски. Известно, что великие художники часто использовали многослойную технику для достижения некоторых эффектов. Например, исследуя вертикальный срез живописи Дега, ученые установили, что для достижения эффекта прозрачности художник накладывал один поверх другого семь-восемь слоев разных и очень разбавленных красок. А имитаторы в такие тонкости не вникали, поэтому рентгенографический анализ слоев позволил бы определить оригинальность без вмешательства в полотно. Также записи обнаруживались, когда известное произведение перевозилось под видом неприметной картины (например, через границу) и в последствие восстанавливалось смыванием верхнего слоя.
В данной работе рассматриваются методы обработки рентгеноргамм и предлагается алгоритм, позволяющий определить наличие записи на картине и выделить оригинальное изображение, скрытое под верхним слоем краски. Анализируются видимое фотоизображение и цифровой рентген масляной картины, предположительно имеющей внутренний красочный слой. Анализ основан на свойствах различных веществ поглощать рентгеновские лучи с некоторой характерной для них интенсивностью. Эта особенность делает возможным разложение картины по слоям и обработку каждого красочного слоя в отдельности.
Приводится комбинация методов, позволяющая сопоставлять различные по сути изображения, где в качестве меры сходства берется значение парно-сепарабельной функции, минимизирующей определенные критерии близости.
Также в работе описывается ряд экспериментов, проведенных с целью получения необходимых характеристик красок, и рассчитывается коэффициент поглощения для каждого красящего вещества. На основе этого строятся дальнейшие предположения о теоретической рентгенограмме - той, которую имела бы данная картина, если бы не содержала внутренних слоев. Далее теоретическая и реальная рентгенограммы сопоставляются и выделяется записанный слой, являющийся разностью этих изображений. Таким образом, запись «смывается» и в результате получается ранее скрытая внутренняя картина, с которой можно работать, как с обычным изображением.