Сопоставительное изучение произведений русской и зарубежной литературы в старших классах (на примере сопоставительного анализа романов М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэядипломная работа (Бакалавр)
Аннотация:Сопоставительный анализ русских и зарубежных произведений, близких идейно и коррелирующих в способах раскрытия этой идеи, позволит ввести в школу целый ряд зарубежных произведений, обычно, остающихся за чертой обязательного изучения или расширить традиционные подходы к их изучению. Данным целеполаганием обусловливается выбор в дипломной работе конкретных произведений для школьного сопоставительного анализа – романа «Белой гвардии» М. А. Булгакова и романа «Прощай, оружие» Э. Хемингуэя. Оба романа обладают безусловной значимостью в истории мировой литературы. События войны не могут не затрагивать человеческие судьбы: именно в военное время обостряются и наиболее ярко проявляются все эмоциональные переживания человека, его способность к подвигу, самоотверженности и переосмыслению смыслов своего существования. Тема войны в американской и русской литературе занимает особое место, поскольку и Россия, и Соединенные Штаты переживали периоды революций, гражданских войн, были участниками двух мировых войны. Многие писатели лично соприкасались с военными реалиями, и это оставило заметный след в их творчестве. Особенно ярко проявилась военная тематика в литературе ХХ века: это столетие увидело сразу две мировых войны с промежутком чуть более двух десятков лет.
В своей работе мы анализируем произведения писателей, литературная карьера которых началась в один и тот же период и была непосредственно связана с военной тематикой, а именно на ранних романах Э. Хемингуэя и М.А. Булгакова. Причиной выбора романов М. Булгакова «Белая гвардия» и Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» послужили следующие факторы: военная тематика, проблема изломанности войной отдельной человеческой судьбы, близкий по времени период написания, безусловная значимость данных произведений в истории мировой литературы. Оптимальным, на наш взгляд, методом художественного освоения этих произведений, является сопоставительный анализ.