Аннотация:Выпускная квалификационная работа Е. А. Марченко посвящена проблеме изучения цикла «Стихи о Прекрасной Даме» А. А. Блока на уроках литературы в 11 классе в аспекте культурологического подхода.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
В первой главе конкретизировано понятие «культурологический подход в образовании», систематизированы различные характеристики культурологического подхода и выделены его основные цели для реализации на уроках в школе. Выявлены особенности использования культурологического подхода в обучении литературе.
Во второй главе предложена методика изучения цикла «Стихи о Прекрасной Даме» А. А. Блока на уроках литературы в 11 классе в аспекте культурологического подхода.
Проведённый Е. А. Марченко эксперимент в одной из московских школ показал, что использование культурологического подхода при изучении цикла «Стихи о Прекрасной Даме» А. А. Блока на уроках литературы в 11 классе является одним из эффективных способов повышения учебно-познавательного и исследовательского интереса школьников, а сформированные образовательные умения способствуют целостному восприятию учащимися цикла «Стихи о Прекрасной Даме» А. А. Блока. Предложенные Е. А. Марченко модели уроков направлены на формирование следующих умений: умение анализировать поэтический текст: выяснять роль определённых элементов цикла (тропов, сюжетов, мотивов, образов, деталей и т.д.) в художественном пространстве текста; умение выделять мифопоэтический план текста; умение выделять своеобразие художественного мира А. Блока, понимание концепции творчества поэта; умение соотносить конкретные лирические произведения из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» с концепцией творчества поэта. На данном этапе развития образования возникла необходимость появления исследований, предлагающих реализацию культурологического подхода при изучении конкретных художественных текстов в старшей школе.