Аннотация:Выпускная квалификационная работа Л. С. Малковой посвящена проблеме изучения особенностей духовно-нравственного развития современного подростка среднего школьного возраста.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений, в которых концептуально представлен анализ результатов констатирующего эксперимента, направленного на выявление отношения современного подростка к проблеме чести, честности, долгу.
Первая глава конкретизирует понятия «духовность» и «нравственность», выявляя основные характеристики данных понятий; рассматривает сущность духовно-нравственного развития и основные подходы к нему. Проанализированы работы философов, культурологов, педагогов.
Во второй главе определена роль литературы в духовно-нравственном развитии личности подростка, выявлена специфика возрастных особенностей учеников среднего школьного возраста, проанализирован воспитательный и нравственный потенциал произведений А. С. Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка». Опираясь на позицию В. И. Коровина, который отмечал огромный нравственный потенциал пушкинских произведений, дипломница делает вывод, что в процессе изучения пушкинских произведений на уроке литературы в соответствии с заявленными позициями (в произведениях А. С. Пушкина раскрыта проблема чести как фундаментальной ценности русской духовной культуры) происходит духовно-нравственное развития личности подростка.
В третьей главе проанализированы результаты констатирующего эксперимента, дипломницей выявлена необходимость актуализации для современного школьника фундаментальных ценностей русской культуры, определены основные направления духовно-нравственного развития современного подростка. На основе выявленных направлений духовно-нравственного развития личности подростка Л. С. Малковой разработана собственная система заданий по работе с произведениями А. С. Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка» на уроках литературы. В исследовании в качестве подтверждения выдвинутых положений приведены отдельные работы учащихся нескольких школ, где проходил эксперимент.