Особенности восприятия и анализа образа Григория Мелехова (из романа М.А. Шолохова "Тихий Дон") в аспекте взаимодействия литературы и изобразительного искусства на уроках литературы в старших классахдипломная работа (Специалист)
Аннотация:Выпускная квалификационная работа Ю.В. Филькиной посвящена изучению в одиннадцатом классе образа-персонажа эпического произведения (образа Григория Мелехова из романа-эпопеи М.А. Шолохова) в аспекте взаимодействия литературы и изобразительного искусства.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения, в котором даны анализируемые в 11 классе в ходе обучающего эксперимента иллюстрации художников О. Верейского, И. Пчелко, С. Королькова, которые интерпретируют образ ГрВ первой главе дан анализ образа Григория Мелехова в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» в литературоведческом аспекте. В своём дипломном исследовании Филькина Ю.В. опирается в первую очередь на критические работы В. Литвинова, С.Н. Семанова, А.И. Хватова, акцентируя внимание на актуальной для данной дипломной работе составляющей.
Во второй главе рассмотрена специфика восприятия и анализа образа-персонажа в психолого-педагогических и методических работах, выявлены и обобщены необходимые для данного дипломного исследования позиции. Здесь же рассматривается особенности взаимодействия литературы и изобразительного искусства на уроках литературы в средней школе, дипломница в первую очередь опирается на работы Е.Н. Колокольцева, А.Д. Алехина, З.С. Смелковой, посвященные данной проблеме. Важность вычленения иллюстрации как одного из видов живописи, используемого на уроках литературы, подтверждена конкретными научными и практическими достижениями в области методики преподавания литературы. В частности, Филькиной Ю.В. выделено в качестве вывода то, что художественная иллюстрация, способствует стимулированию работы учащихся благодаря конкретизации словесного образа и литературных героев, наглядности, отражению особенностей произведения; иллюстрации могут использоваться на разных этапах урока различными способами в зависимости от возраста и личного опыта учащихся. Для старших школьников продуктивным будет использование циклов иллюстраций к произведению, а также ряд иллюстраций на одну тему в интерпретации нескольких авторов.
В третьей главе отражена специфика изучения образа Григория Мелехова из романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» в современных программах по литературе для 11 класса, методических разработках, интернет-статьях. Для создания целостного взгляда на исследуемую проблему Филькина Ю.В. приводит ряд обобщающих таблиц. Здесь же даны собственные методические рекомендации по изучению образа Григория Мелехова на уроках литературы в старших классах.
Библиографический материал насчитывает 61 источник.