Аннотация: Выпускное квалификационное исследование посвящено актуальной проблеме – изучению романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в биографическом аспекте учащимися 11 класса. В предпринятом исследовании говорится о необходимости создания определенной методической модели при изучении данной проблемы. Особенностями читательского восприятия учащихся 11 класса является интерес к проблемам исторических и эстетических связей искусства и жизни, способность изучения художественного текста в культурологической парадигме эпохи и мирового культурного процесса. При сопоставлении учащимися биографии М.А.Булгакова и его творческого наследия на уроке литературы создается ситуация поиска. Поисковый подход в обучении направлен на усвоение новых знаний, их применение в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций. Ученик ставится в ситуацию постоянного поиска, он всматривается в текст, изучает, сопрягает, сопоставляет.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. Первая глава «Научно-теоретические основы изучения творчества М.А.Булгакова» включает в себя два параграфа. В первом параграфе «Биографический метод как способ постижения художественной литературы» изучена история возникновения биографического метода как такового. Во втором параграфе «Изучение романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в литературоведении» дается обзор работ исследований по данной теме. Вторая глава «Научно-методические основы изучения творчества М.А.Булгакова в 11 классе» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Психолого-педагогическое обоснование изучения творчества М.А.Булгакова в 11 классе» приводится обоснование важности и целесообразности выбора данной проблемы. Во втором параграфе «Изучение биографии писателей в методической науке» приводятся мнения ученых-методистов о важности изучения биографии писателя в школе. В третьем параграфе «Изучение романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в методике преподавания литературы» дается обзор современных программ и учебников. Третья глава «Изучение романа М.А.Булгакова в 11 классе» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Проблемно-тематическое планирование изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» представлена разработанная нами система уроков. Во втором параграфе «Изучение романа «Мастер и Маргарита» в биографическом аспекте» предложен вариант планирования урока по данной теме. Библиография на данном этапе насчитывает 98 источников.