Аннотация:Цель данной работы - выявление особенностей коммуникативного сопровождения деятельности фармацевтических компаний в Российской Федерации на примере компании ЦВ «Протек».
В соответствии с целью в работе поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние и основные тенденции развития фармацевтического рынка России;
2. Рассмотреть этические и правовые особенности PR-сопровождения фармацевтической отрасли;
3. На основании понятия о PR-деятельности выявить цели, формы и особенности коммуникативного сопровождения предприятия на примере фармацевтического предприятия ЦВ «Протек»
4. Разработать рекомендации по эффективизации PR-сопровождение ЦВ «Протек».
Основополагающей целью коммуникативной деятельности является формирование ситуации успеха организации (или объекта PR) в обществе, формирование эффективной системы коммуникаций социального объекта с общественностью, которая обеспечивает оптимизацию социальных взаимодействий с важными для него сегментами общества. Достижение цели коммуникационного сопровождения должно происходить путем установления общих представлений и достижения взаимопонимания.
В первой главе «Специфика деятельности фармацевтических компаний в России» выявлено что, российский фармацевтический рынок отличается высокой конкуренцией отечественных и зарубежных производителей, с преобладанием в отечественном производстве традиционных лекарственных средств-дженериков и безрецептурных препаратов. Важным фактором развития этого рынка становится социально-экономическая ситуация в стране, приводящая к востребованности дешевого сегмента лекарственных средств. Выявлено, что результативность деятельности фармацевтического предприятия зависит от различных общественных групп: партнеров, врачей, конечных потребителей лекарственных средств, акционеров, инвесторов, средств массовой информации, органов государственной власти. Соответствующей эффективности способствует сочетание внутреннего управления и внешнего общественного одобрения стратегий и действий, которые осуществляет предприятие.
Особое внимание уделено этическими и правовыми особенностями PR-сопровождения фармацевтической отрасли. Таковыми являются ограничения, которые имеют специфическое проявление для фармацевтического рынка и направлены на обеспечение прав субъектов, автономии принятия ими решений относительно фармацевтического вмешательства, решение проблем общественного здоровья и национальной безопасности страны в аспекте лекарственного обеспечения граждан. В коммуникативном планировании деятельности фармацевтического предприятия и ее осуществлении выявлена необходимость совмещения рыночных механизмов с внерыночными – этическими и правовыми - механизмами регулирования данного сегмента рынка.
Во второй главе «Проектное обоснование PR – сопровождения деятельности фармацевтической организации» была проанализирована конкретная организация, работающая на фармацевтическом рынке – ЦВ «Протек». Выбранное для анализа предприятие с точки зрения основных показателей, характеризующих структуру и динамику его деятельности, может быть признано типичным фармацевтическим предприятием современного российского рынка. Основная цель собственников, являющаяся по сути сугубо рыночной (получение максимальной прибыли при минимальных издержках), реализуется через стремление к завоеванию большей доли рынка с одновременным увеличением количества клиентов и объемов продаж. В работе проанализированы коммуникативные стратегии предприятия, осуществляемые в описанных выше условиях российского рынка с присущими ему ограничениями, что может быть использовано для анализа большинства фармацевтических компаний на отечественном рынке.
Основная цель деятельности «Протек» в области PR - это создание внутренней и внешней социально-политико-психологической среды, обеспечивающей отношение представителей этой среды к кампании, которое способствует общественному и коммерческому успеху предприятия. Достижение соответствующей цели предполагает выполнение следующих PR - функций: Информационная; Престижная; Реклама предприятия и стиля его работы; Напоминающая.
PR-технологии являются важнейшим инструментом продвижения продукции фармацевтических компаний. При этом PR-акции отличаются разнообразием и ориентированы как на врачей, так и на пациентов и лиц, принимающих решение о закупке. Выявлено, что важнейшими среди них являются промо – акции, с их помощью, распространение возможно на любые целевые аудитории.
Для увеличения клиентпотока на фармацевтическом рынке для ЦВ «Протек» могут быть предложены два блока инструментов регулирования деятельности. Первый блок: инструменты, реализуемые посредством административного воздействия. Второй блок: инструменты, реализуемые экономическими методами.
В Заключении сделан вывод, что фармацевтический сектор – поле серьезной конкуренции иностранных и отечественных корпорации, и основная борьба разворачивается за информационное пространство, за лояльность и поддержку потребителей. Цель PR-деятельности компании на данном рынке - формирование положительной репутации компании и содействие в достижении ее бизнес-целей через эффективные коммуникации с целевыми аудиториями. В работе выявлено, что фармацевтический рынок - весьма деликатный сектор экономики, требующий максимально корректных подходов к работе, особенно в сфере маркетинга и рекламы, сочетающих искусство стимулирования продаж с неукоснительным соблюдением этических правил взаимодействия субъектов рынка и правовых норм. На примере ЦВ «Протек» рассмотрены те приемы и PR-технологии, которые может использовать фармацевтическое предприятие для эффективизации своей работы.