Имплицитные теории и толерантность к неопределенности в регуляции решений творческих задач студентами (на азербайджанской выборке)дипломная работа (Бакалавр)
Аннотация:Продуктивные решения человека связаны не только с его интеллектуальными достижениями, но и с креативностью. При достаточно разработанной проблематике творческого мышления личностная регуляция креативности в меньшей степени изучена. Автором в процессах регуляции креативных решений выделены такие их личностные составляющие как отношение к неопределенности и имплицитные теории (интеллекта, личности и креативности).
Исследование включало 3 серии (общая выборка: 265 испытуемых).
Первая серия: апробация опросника Двек-Смирнова на азербайджанской выборке.
Выборка: в первой части данной серии азербайджанскую выборку составили 265 человек - 180 жен., 85 муж. (от 17 до 27 лет, М=19.2, SD=1.83). Участники данного этапа исследования являются студентами Бакинского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова. Во второй части результаты этих азербайджанских студентов сравнивались с результатами, российских выборок, которые были нам предоставлены российскими психологами; это представлено в совместном докладе на международной конференции «Психология и педагогика», состоявшейся в апреле 2015 г. в г. Стамбуле.
Вторая серия: Проверка гипотез о связях имплицитных теорий с личностными свойствами студентов.
Третья серия: выявление связей особенности решения творческой задачи с личностными характеристиками. В ней приняли участие 29 человек, из них 15 жен. и 14 муж.
Выводы, сделанные на основе полученных результатов:
1. Для российской и азербайджанской выборок получены сходные факторные структуры опросника К. Двек – С. Смирнова, диагностирующие имплицитные теории интеллекта, целевые ориентации, самооценку обучения. Кросскультурное сравнение показало, что больше верят в то, что интеллект развивается в обучении, именно азербайджанские студенты, хотя они и считают себя менее успешными в обучении, чем российские.
2. У студентов с более высокой интолерантностью к неопределенности снижены самоэффективность, ориентировка на мастерство в целях обучения и самооценка обучения; они же характеризуются «константной» имплицитной теорией –считают, что интеллект не развивается в обучении.
3. Студенты с более высокой толерантностью к неопределенности характеризуются тем, что считают оригинальность» проявлением креативности и в большей степени ориентированы на приобретение мастерства в целях обучения.
4. Решение творческой задачи связано с личностными свойствами, такими как толерантность и интолерантность к неопределенности и имплицитными теориями креативности.
5. Имплицитные теории интеллекта и личности и целевые ориентации связаны с эффективностью обучения в университете: положительно успеваемость связана со шкалами самооценка обучения, приращаемый интеллект, ориентация целей обучения на овладение мастерством; Между успеваемостью и ИТ развивающейся личности связь отрицательная. Выявлена отрицательная связь между академической успеваемостью и интолерантностью к неопределенности.