Аннотация:Вычислительные кластеры являются важным подспорьем при решении задач математического моделирования. Однако современные вычислительные кластеры являются чрезвычайно сложными многокомпонентными объектами. Программы выполняющиеся на кластере передают данные через коммуникационную среду кластера, при этом на ход выполнения программы существенно влияют задержки, возникающие при передаче данных. Величины задержек в достаточно большой степени определяются топологией связей процессоров и узлов кластера между собой.
В работе обсуждаются вопросы визуализации больших взвешенных графов, где рёбра задают расстояния между элементами. В контексте данной работы рёбра определяются множеством задержек, которые были получены при тестировании коммуникационной среды вычислительного кластера. Предложенный автором подход визуализации графов годится и для других множеств объектов, например для отображения связей в социальных сетях.
В работе предлагается метод визуализации на основе иерархического «сжатия» графа с применением алгоритмов кластеризации. Алгоритмы кластеризации позволяют «спрятать» лишние вершины при сохранении топологической структуры графа.
Программный код, реализующий представленные в работе алгоритмы, выполнен на языке программирования C++ c использованием библиотек Qt и OpenGL. Программный код встроен в программу network_viewer, являющуюся частью программного проекта с исходным кодом по анализу коммуникационной среды вычислительного кластера. В качестве апробации результатов была исследована коммуникационная среда суперкомпьютера «Ломоносов», установленного в МГУ имени М. В. Ломоносова.