Описание:В рамках курса предлагается рассмотрение проблем воображения и памяти как основных проявлений человеческой субъективности, связанных с проблемой представления присутствующей отсутствующей в настоящем вещи. Рассмотрение проблем воображения и памяти приводит к представлению о человеке как существе, принципиально не совпадающем с самим собой, и в силу этого способном к творчеству как отнесению к невозможному. Память и воображение рассматриваются в связи с проблемой чувственного восприятия, проблемой избегания памяти (забывания), представления, проблемой бессмертия души, а также проблемами реального и отсутствующего. Курс основывается на анализе ряда как классических философских (Платон, Аристотель, Августин, Кант), так и современных (Башляр, Мерло-Понти, Мамардашвили) текстов, однако в целом призван носить не ознакомительно-философский, а проблемный характер, что стимулирует исследовательскую деятельность и развивает критическо-аналитические навыки работы, а также самостоятельность мышления студентов.
А. Цели дисциплины:
- формирование представлений о логике развития и стратегиях понимания воображения и памяти в истории философии, а также об их влиянии на понимание места человека в мире и его предназначения
Б. Задачи дисциплины.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- различные стратегии представления человека в философской антропологии, связанные с проблемами воображения и памяти
- историю понимания человека как существа, несовпадающего с самим собой и влияние понимания воображения и памяти на антропологические учения, а также возможные перспективы философии самонесовпадения как одного из видов неклассической философской антропологии
- различные трактовки воображения и памяти, существовавшие в истории философской антропологии
- основные проблемы современной философской антропологии, связанные с понятиями воображения и памяти
- аргументацию и особенности построения философско-антропологического дискурса и основные трудности, связанные с его построением относительно проблем воображения и памяти
Уметь:
- формулировать основные философские проблемы, исходя из специфики понимания человеческого существа как существа, имеющего воображение и память, то есть заданного самонесовпадением и способностью представления отсутствующей в настоящем вещи
- аргументировать преимущества той или иной трактовки воображения и/памяти перед другими с точки зрения философской антропологии, проводить их сравнительный анализ
Владеть:
Общими приемами и навыками философской аргументации применительно к проблемам воображения и памяти.