Описание:Похоже, что каждый человек, вне зависимости от рода деятельности, образования и интересов, хотя бы раз в жизни задумывается о происхождении тех или иных слов, в том числе и предлагая этому свои объяснения. Эти мысли и объяснения могут быть самыми нелепыми или наивными («А правда, что этруски и русские — это (в прошлом) один народ?»; «Пудель на самом деле — кудель, от слова кудлатый»; «Нос — это от слова носить, потому что он впереди»), но это никак не отменяет живого интереса носителей любого языка к этимологическим проблемам. Примечательно, что, хотя этимологическими исследованиями люди занимаются не менее 2500 лет, научная этимология, основанная на принципах сравнительно-исторического языкознания, существует около 200 лет.
Курс, рассчитанный на 24 часа, познакомит студентов нефилологических специальностей с важнейшими принципами научной этимологии. Помимо собственно изучения истории тех или иных слов-примеров, речь пойдет о ряде общих базовых принципов сравнительно-исторических исследований (фонетические соответствия, фонетические законы, универсальные семантические переходы, опрощение, переразложение и т. п.), а также расскажет слушателям о сопредельных с классической этимологией научных дисциплинах и их проблемах: топонимии, гидронимии и ономастике, исследованиях «народной этимологии» и мифотворчества, языковой картине мира древних и реконструкции их лингвокультуры, жизни и быта и т. п.
Лекции строятся в основном на русском, славянском и индоевропейском материале; наряду с собственно теоретической частью предполагается разбор многочисленных конкретных примеров. Помимо этого один из авторов курса, к.ф.н. М. Н. Белова, являющаяся по совместительству с.н.с. отдела этимологии и ономастики ИРЯ РАН, расскажет об «Этимологическом словаре славянских языков» и методологических принципах работы над ним (О. Н. Трубачев, А. Ф. Журавлев, Ж. Ж. Варбот).