Описание:Дисциплина «Теория и методика преподавания в высшей школе» является дисциплиной базовой части профессионального цикла.
Цель дисциплины» - освоение студентом навыков научно-теоретических основ обучения в высшей школе.
Основные задачами дисциплины являются: формирование профессиональных умений и навыков, необходимых преподавателю высшей школы для успешного обучения, воспитания и развития молодежи; формирование знаний по методологии педагогической науки; развитие творческого и научного мировоззрения; показать значение образования в личностном и профессиональном развитии студентов.
Программа рассчитана на изучение курса в течение двух семестров.
При ДПОП дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» обучение направлено на приобретение следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
общекультурные (ОК):
- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-3);
общепрофессиональные (ПК):
- владеет основами теории и методики преподавания в высшей школе (ПК-2);
- владеет современными педагогическими технологиями (ПК-3);
- владеет применением интернет-технологий в образовательном процессе (ПК-4);
- владеет методами отбора материала для лекционных и семинарско-практических занятий (ПК-6);
специальные (СК):
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в учреждениях высшей школы (СК-1).
После изучения курса «Теория и методика преподавания в высшей школе» студент должен
знать:
- место дисциплины в системе наук педагогического цикла;
- особенности формирования научного мировоззрения студентов;
- историю и методологию науки;
- специфику развития современного профессионального образования;
- междисциплинарные связи;
- современные научные проблемы и перспективы развития высшего образования;
- принципы функционирования профессионального коллектива, понимать роль корпоративных норм и стандартов;
- содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности;
- знать приемы определения научного содержания обучения и требования государственных образовательных стандартов;
- владеть теоретическими и психолого-педагогическими основами управления образовательного процесса в вузе;
уметь:
- проводить сравнительный анализ и выбор оптимальных методик в обучении студентов;
- использовать теоретические и прикладные знания для объяснения процессов, происходящих в окружающей человека природе, техногенной и социальной среде;
- работать в коллективе, эффективно выполнять задачи профессиональной деятельности;
- планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществления деятельности; самостоятельно строить процесс овладения информацией, отобранной и структурированной для выполнения профессиональной деятельности;
- проводить научно-методический анализ дидактического материала; оценивать его воспитательное и развивающее значение;
- уметь использовать соответствующие отобранному содержанию методы обучения и средства обучения; уметь осуществлять контроль за усвоением знаний, диагностировать усвоенные знания и корректировать процесс обучения;
владеть:
- основными методическими приемами по использованию различных видов образовательных технологий в процессе обучения студентов;
- приемами взаимодействия с сотрудниками, выполняющими различные профессиональные задачи и обязанности;
- приемами саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний при выполнении профессиональной деятельности; технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;
- информацией о принципах построения обучающих и контролирующих программ, разного уровня сложности.
Аудиторные занятия для очно-заочного отделения: 288 ак. ч., из них 54 - лекции и 54 - семинарско-практические занятия. Самостоятельная работа – 180 ч., курс заканчивается экзаменом.