КУЛЬТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА сквозь призму художественных журналов. «Аполлон», «Мир искусства», «Весы», «Новый путь», «Золотое руно», «Столица и усадьба» как выразители и источники нового понимания культуры и нового стиля жизни.учебный курс
Описание:Русский модерн зримо выразил себя в привлекательных и для современного зрения формах — в живописи, в скульптуре, в архитектуре. Русский модерн создал свою весомую духовную реальность — в прозаических, поэтических, музыкальных, философских произведениях. Эта культура претендовала на нечто большее — стать образом не только мысли, но стилем каждодневного бытия, живя не только в сфере искусства и мысли, но в сфере общения и быта. Как известно, эксперименты «прорывов духа в повседневность», смешение искусства и жизни влекли за собой и определенную опасность, доводя до карикатуры и шаржа великое и возвышенное, утонченность культуры к истончению, а культурный взлет Серебряного века, многими и совершенно справедливо называемый Русским Возрождением, закончился революцией и гибелью этой культуры. В изучении эпохи одно из самых важных мест занимают журналы — принципиально по-новому организованные периодические сборники, не только отражавшие современную культурную жизнь в целом, но являвшиеся источником сведений о новой культуре, образцом для подражания в жизненном поведении. Важно и то, что культура русского Серебряного века интенсивно впитывала и перерабатывала, «одевала в одежды современности» культуры Античности, Средневековья, Ренессанса и века Просвещения, вновь открывая для русского человека «рубежа веков» ценности и сокровища, изученные и сохраненные Западной Европой.
Цель спецкурса – изучение форм и стиля жизни представителей культуры Русского модерна по материалам художественных журналов (Мир искусства, Золотое руно, Столица и усадьба и пр.), в которых много для современных слушателей неизвестного, забытого, в свое время «прошедшего мимо», что обуславливает новизну курса. Источниками в читаемом курсе, таким образом, являются: подробный анализ разнообразных жанров, представленных в журналах, и их содержания (от художественной формы от светских хроник и, как бы мы сегодня сказали, комментированных «фотографических сессий»), но еще и театральных материалов, свидетельствующих о драматургических поисках того времени и театральных постановках; а также особую часть курса составляет разбор мемуаров, как формы позднейшего переосмысления живых, «текучих», изменяющихся социокультурных явлений эпохи .
Спецкурс предназначен для студентов факультета иностранных языков и регионоведения (6 или 9 семестры — 32 часа), рассматривается как общегуманитарный, общеобразовательный предмет, методом же служит практический анализ культурно-общественных событий разных уровней культуры сквозь призму публикаций «сегодняшнего» для той эпохи «дня» .
В результате курса у слушателя должны сложиться навыки анализа многослойной культурной структуры Серебряного века, развита ориентация в основных направлениях ее развития, сформировано ощущение стиля этой эпохи, а также понимание культурных корней, ее питавших.
Задачами курса являются: обзор деятельности литераторов (Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта, Инн. Анненского, А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова и других), представленной в рамках журналов;
изучение общественно-культурных объединений, групп, обществ: «московских» и «петербургских», «младших» символистов и «старших»;
анализ форм общественно-культурных явлений, в которых проявлялись движения новой культуры: поэтические собрания, костюмированные праздненства, театральные постановки, литературные и философские общества.