Описание:Курс «Латинский язык и культура» ставит своей целью:
1.Сформировать навыки анализа латинской гуманитарной терминологии, а также лексики общелитературного плана в современном русском языке.
2. Расширить в целом языковой кругозор студентов и облегчить восприятие гуманитарной терминологии современных западных языков, которые, благодаря родству с латынью, имеют общую однородную интернациональную лексику. У студентов должны быть сформированы представления о значении Рима, античной культуры, латинского языка для европейской культуры и мировой цивилизации; о роли латинского языка в дальнейшем языковом развитии народов мира и в формировании лексического тезауруса современных языков; об отношениях между мертвыми и современными европейскими языками, значении латинского (и, попутно, греческого) языков для развития терминологии современных наук и общеязыковой лексики.
2. В освоение курса входят следующие практические задачи: дать студентам базовые сведения о латинской фонетике и сформировать навыки произношения и чтения по-латыни, информируя о двух сложившихся произносительных традициях латинских слов в русской культуре, привести доводы целесообразности использования той или иной традиции в разных областях наук; дать представление о строе латинского языка, латинской грамматики; создать у студентов навыки анализа латинских грамматических форм и синтаксических конструкций.
Правильно построенный курс латинского языка должен формировать у студента представление о латинских заимствованиях в лексике русского языка и изучаемых языков, дать информацию об основных словообразовательных элементах латинского языка, участвующих в создании латинской деривационной лексики, то есть призван предоставлять инструментарий для дальнейшей самостоятельной работы филолога в изучении иноязычных пластов лексики в родном и изучаемых языках. Этот «побочный эффект» занятий латинским языком будет иметь большое значение и на более продвинутых этапах изучения филологии, когда собственно курс «Латинский язык и культура» будет уже завершен, позволит правильно пользоваться научной терминологией в создании профессиональных квалификационных работ, таких как курсовые, дипломные и диссертационные сочинения, по тематике, может быть, чрезвычайно далекие от предмета «Латинский язык».
Важным представляется на самых начальных этапах изучения латыни ознакомить студентов с возможными модификациями в значении и употреблении одного и того же слова, если оно принадлежит не только общелитературному латинскому лексическому фонду, но специфической гуманитарной, например, лингвистической или юридической и пр. терминологии, научить правильно подходить к предлагаемой словарями многозначности . Из вышесказанного неизбежно следует, что основная нагрузка студента-первокурсника ложится не только на развитие аналитических навыков, но и непосредственно на развитие навыков памяти фактов языка, запоминании наизусть выражений, высказываний, словосочетаний и т.д. Поскольку данный метод в силу известных причин мало используется в современной средней школе (поэтому навыки запоминания значительно ослаблены по сравнению с более ранними поколениями студентов, и это в значительной мере затрудняет ориентацию студента в многообразии дисциплин высшей школы), курс латинского языка методологически является общетренинговым для усвоения студентом последующих усложняющихся по объему информации специальных курсов.