Описание:1. Цели научно-учебной практики «Полевые методы геокриологических исследований».
Целью научно-учебной практики является освоение методики геокриологической съемки и приобретение практических навыков проведения полевых геокриологических работ в криолитозоне
2. Задачи научно-учебной практики
Задачами научно-учебной практики являются:
1. Освоение методики геокриологической съемки:
- проведение геокриологической крупномасштабной геокриологической съемки на учебном полигоне и на прилегающих территориях;
- маршрутные наблюдения и наземное дешифрирование аэрофотоснимков
2. Составление геокриологических карт и разрезов.
3. Приобретение практических навыков в комплексных геокриологических исследованиях:
- термометрические наблюдения, обработка и анализ данных
- горно- проходческие работы, отбор образцов мерзлых пород и их описание
- геофизические исследования
4. Изучение способов строительства и других видов освоения криолитозоны.
3. Место научно-учебной практики в структуре ООП магистратуры 1-го года обучения
Данная практика базируется на специальных дисциплинах бакалавриата профилизации «Геокриология» («Геокриология», «Геокриологическая съемка и картирование», и др.), а также на учебной профильной Геокриологической зимней практике.
Прохождение практики необходимо для усвоения следующих дисциплин магистратуры: «Инженерная геокриология», «Геокриологический прогноз и мониторинг», «Геофизические методы исследований криолитозоны», «Экологическая геокриология».
4. Формы проведения научно-учебной практики - полевая
5. Место и время проведения научно-учебной практики
Коми республика, Ямало- Ненецкий автономный округ (ЯНАО), площадки стационаров, после 8 семестра.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-учебной практики
В результате прохождения данной научно-учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Универсальные компетенции:
– способность к сотрудничеству и партнерству, владение развитой системой философско-мировоззренческих, социокультурных и нравственных ценностей; способность осознавать свою роль и предназначение в разнообразных профессиональных и жизненных ситуациях; умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-1);
– способность ориентироваться в социально-экономической проблематике; адаптироваться к новым профессиональным технологиям, социальным явлениям и процессам, умение переоценивать накопленный опыт, анализировать собственные достижения и перспективы самосовершенствования (ОК-2);
– владение навыками управления коллективом, организации научно-исследовательских и производственных работ (ОК-4);
– способность к самореализации, активной жизненной позиции и эффективной профессиональной деятельности; развитию целеустремленности и настойчивости в достижении целей, самостоятельности и инициативности; способность принимать ответственные решения, эффективно действовать в нестандартных обстоятельствах, в ситуациях профессионального риска (ОК-5);
– обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: физики, химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1);
– способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (ОНК-2);
– способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-3);
– владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-5);
– владение фундаментальными разделами математики, необходимыми для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области; способность создавать математические модели типовых профессиональных задач и интерпретировать полученные математические результаты, владение знаниями об ограничениях и границах применимости моделей; способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области физики (ОНК-6);
– владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ИК-3);
- способность использовать профессиональные базы данных, работать с распределенными базами знаний (ИК-4);
– способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программное обеспечение в научно-исследовательской работе (ИК-5);
– владение основными юридическими понятиями, навыками понимания юридического текста; умение использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности; способность использовать правовые знания для защиты своих гражданских интересов и прав (ИК-6);
– владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ИК-9);
- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
Общепрофессиональные компетенции,
– способность самостоятельно осуществлять сбор геологической информации, использовать в научно-исследовательской деятельности навыки полевых и лабораторных исследований (ПК-1);
– способность глубоко осмысливать и формировать диагностические решения проблем геологии путем интеграции фундаментальных разделов геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, геологии горючих ископаемых, экологической геологии и специализированных геологических знаний (ПК-2);
– способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий, с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-3);
– способность применять на практике методы сбора, обработки, анализа и обобщения фондовой, полевой и лабораторной геологической информации (ПК-5);
– способность проводить геологические наблюдения и осуществлять их документацию на объекте изучения; осуществлять привязку своих наблюдений на местности, составлять схемы, карты, планы, разрезы геологического содержания (ПК-6);
– способность применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов геологических исследований при решении научно-производственных задач (ПК-7);
– умение использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для проведения научных фундаментальных и прикладных исследований (ПК-8);
– способность к профессиональной эксплуатации современного полевого и лабораторного оборудования и приборов (в соответствии с профессиональной подготовкой) (ПК-9);
– готовность использовать в практической деятельности знания правовых основ недропользования, экономики, организации и планирования геологоразведочных работ, в том числе, с учетом принципов рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-10);
– способность свободно и творчески пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной геологической, геофизической, геохимической, гидрогеологической, инженерно-геологической, геокриологической, нефтегазовой и эколого-геологической информации для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);
– готовность к практическому использованию нормативных документов при планировании и организации полевых и лабораторных исследований (ПК-13);
– способность пользоваться нормативными документами, определяющими качество проведения полевых, лабораторных, вычислительных и интерпретационных геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, нефтегазовых и эколого-геологических работ (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-15);
– готовность к проектированию комплексных научно-исследовательских и научно-производственных геологических работ (ПК-17);
Профильно-специализированные компетенции:
– способность использовать профильно-специализированные знания в области инженерной геологии, гидрогеологии, геокриологии, инженерной геофизики и экологической геологии для решения научных и практических задач (ПК-21);
– способность использовать профильно-специализированные знания фундаментальных разделов физики, химии, экологии для освоения теоретических основ инженерной геологии, гидрогеологии, геокриологии и экологической геологии (ПК-22);
– способность использовать профильно-специализированные информационные технологии для решения инженерно-геологических, гидрогеологических, геокриологических и эколого-геологических задач (ПК-23).
В результате прохождения научно-учебной практики обучающийся должен:
- усвоить практические навыки методики геокриологической съемки;
- освоить методы получения геокриологических характеристик;
знать:
- перечень и возможности основных методов полевых исследований;
- основную полевую аппаратуру и приборы, применяемые при полевых исследованиях и изысканиях.
уметь проводить обработку, анализ и интерпретацию результатов полевых исследований (термометрических наблюдений, горно- проходческих работ и отбора образцов мерзлых пород, геофизических исследований и др.);
владеть навыками самостоятельного выполнения планирования, организации и проведения полевых геокриологических исследований.