Описание:Содержание курса.
ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
ТЕМА 1. Общее представление об ощущении и восприятии (8 часов)
Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений и рецепторов. Основные свойства образов восприятия: сенсорное качество, конфигурация, константность, система отсчета, предметность, установка. Различные представления о стимуле: проксимальный и дистальный стимул, структурная характеристика проксимального стимула. Виды образов: фосфен, послеобраз, эйдетический образ, фантом, синестезия, галлюцинация, псевдогаллюцинация, и др. Специфика образов восприятия в сравнении с другими видами образов. Двойственная природа образов восприятия: восприятие как отражение объективного мира и форма представления знаний субъекта о нем.
ТЕМА 2. Теории восприятия (14 часов)
Основные подходы к объяснения механизмов восприятия: объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Критерии различения этих подходов. Теории восприятия, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистская теория, гештальттеория, экологическая теория. Теории восприятия, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу: теория бессознательных умозаключений, теория категоризации, теория перцептивного цикла.
ТЕМА 3. Развитие восприятия (6 часов)
Проблема врожденного и приобретенного в восприятии: нативистическая и эмпиристическая точки зрения. Примеры экспериментальных исследований на новорожденных животных, младенцах, прозревших слепых. Основные направления развития восприятия: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия.
ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
ТЕМА 4. Психофизика и измерение ощущений (12 часов)
Предмет и задачи психофизики. Косвенное измерение ощущений. Закон Бугера-Вебера. Постулат Фехнера. Закон Фехнера. Прямое измерение ощущений. Закон Стивенса. Определение измерения. Типы измерительных шкал. Примеры методов измерения, в которых используются различные типы шкал. Теория обнаружения сигналов.
ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
ТЕМА 4. Психофизика и измерение ощущений (12 часов)
Предмет и задачи психофизики. Косвенное измерение ощущений. Закон Бугера-Вебера. Постулат Фехнера. Закон Фехнера. Прямое измерение ощущений. Закон Стивенса. Определение измерения. Типы измерительных шкал. Примеры методов измерения, в которых используются различные типы шкал. Теория обнаружения сигналов.
ТЕМА 5. Восприятие пространства, движения, времени (10 часов)
Проблема восприятия третьего измерения. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие движения. Признаки восприятия реального движения. Системы восприятия реального движения: изображение-сетчатка и глаз-голова. Теории восприятия стабильности видимого мира. Иллюзии восприятия движения. Экологический подход к восприятию, пространства и движения. Примеры инвариантных структур светового потока, содержащих информацию о глубине и удаленности, движении объектов и наблюдателя.
ТЕМА 6. Константность восприятия (6 часов)
Определение и виды константности восприятия, процедура ее измерения. Коэффициент константности. Ядерно-контекстная теория константности. Теория перцептивных уравнений. Экологическая теория константности. Примеры инвариантных структур светового потока, содержащих информацию о величине воспринимаемых объектов.
ТЕМА 7. Предметность и установка в восприятии (8 часов)
Виды оптических искажений. Феномены инвертированного зрения. Проблема перцептивной адаптации к инвертированному зрению и ее экспериментальные исследования. Феномены псевдоскопического восприятия, их описание и объяснение. Правило правдоподобия. Создание искусственных органов чувств, формирование у слепых «кожного зрения». Кросскультурные исследования восприятия. Исследования восприятия в школе «Новый взгляд». Потребности и ценности как организующие факторы восприятия.