Описание:Целью курса является ознакомление учащихся с историей и современным положением дел в области философского осмысления нейроисследований и связанных с ними (нейро-) решений проблемы сознания, а также других традиционных для гуманитарных наук предметов исследований.
В рамках курса рассматриваются история и категориально-понятийный аппарат данной междисциплинарной области (философских, психологических и нейробиологических подходов). Слушатели знакомятся с различными траекториями в области нейроисследований, которые получили распространение за последние 50 лет развития данной области: исследование внутренних (ментальных) процессов с помощью сканирующих устройств (ЭЭГ; фМРТ; ПЭТ и др.); анализ структуры ментального и трансформации личности и ее черт через патологии нейрофизиологических структур; поиск нейрокоррелятов сознания и создание общих теорий сознания; исследование и поиск пограничных состояний сознания и обозначение нейрофизиологической границы между сознанием и бессознательным; нейроисследования социальной составляющей ментального мира; социальная когнитивная нейробиология, как нейротеория основ социальности и социального взаимодействия; нейроэкономические теории и исследования проблемы выбора; нейроисследования синестетического опыта , как ключ к пониманию эстетического опыта.
Мы предлагаем проанализировать нейронауку как междисциплинарный проект, показывая на примере ее развития, какие методологические стратегии характерны для современной науки. Критически рассмотрим примеры дисциплинарной экспансии нейронауки в гуманитарную сферу на примере таких направлений исследований как нейроэтика, нейроэстетика, нейротеология, нейропедагогика, культурная нейронаука.
Задачи курса: рассмотреть предлагаемые нейробиологические, философские, психологические методы исследования ментального; провести сравнительный анализ рассмотренных методов; определить критерии для классификации методов по их результативности в объяснении и реконструкции между нейронным, ментальным и социальным уровнями. По итогам изучения курса учащийся будет знать историю развития дискуссий по проблеме нейроисследований, сможет реконструировать основные темы и ходы дискуссий между представителями различных подходов, в том числе определять наиболее значимые из них и будет владеть понятийным и категориальным аппаратом данной области науки.