Описание:Существуют две основные позиции в вопросе о статусе теоретического знания науки: реализм и инструментализм. «Реализм» - общее название для целого ряда реалистических концепций философии науки, некоторые из них в действительности очень сильно отличаются своими основными тезисами. Научный реализм – доктрина, которая возникла в середине 60-ых годов прошлого века и продолжает развиваться в современной философии науки, утверждает, что научные теории могут оцениваться на истинность либо ложность в смысле соответствия или несоответствия их теоретических утверждений объективному устройству мира, а теоретические объекты и свойства, постулируемые научными теориями, но недоступные непосредственному наблюдению, могут обозначать реально существующие объекты и характеристики внешнего мира. Более того, реалисты утверждают, что с точки зрения принимаемых ими методологических стандартов, экспериментально подтверждённые теории современной науки являются истинными, либо приблизительно истинными. В качестве основной предпосылки своих утверждений реализм, таким образом, имеет корреспондентную концепцию истины . «Инструментализм» - это закрепившееся в западной философии науки общее название для группы концепций, как современных, так и относящихся к периоду дисциплинарного становления философии науки (конец XIX – начало ХХ вв.). К их числу следует отнести дескриптивизм, феноменализм, конвенционализм, фикционализм, конструктивный эмпиризм . Инструменталисты признают, что научные теории являются концептуальными средствами, позволяющими нам описывать и даже объяснять и предсказывать наблюдаемые явления, однако эти средства ничего не говорят нам о том, как устроен мир за пределами его непосредственной наблюдаемости. Теоретические объекты и свойства, постулируемые научными теориями – это наши интеллектуальные конструкты, позволяющие лучше упорядочивать данные наблюдения, они не обозначают нечто, имеющее независимое от познающего субъекта существование в объективном внешнем мире. Затрагивая философские аспекты естествознания, нам необходимо проводить чёткую границу между исследовательскими установками, или мотивами научного творчества, и эпистемической оценкой теоретических результатов научной деятельности. Многие философы и учёные согласятся с тем, что одним из главных мотивов научной деятельности является получение истинного знания об устройстве мира, в котором мы живём. Это утверждение даже можно назвать широко распространённой среди учёных исследовательской установкой. Стремление к истине благородно, «ценностно нагружено». Однако, если мы устраняем из понятия истины возможное аксиологическое содержание и рассматриваем её исключительно как эпистемическую характеристику нашего знания, то у сторонников идеи возможности достижения научной истины появляется немало серьёзных проблем, о чём свидетельствуют основные дискуссии, развернувшиеся в философии науки ещё в конце XIX века и активно продолжающиеся в наши дни. Следует отличать реализм и инструментализм как позиции, занимаемые учёным по отношению к статусу развиваемой им теории, и реализм и инструментализм как течения в философии науки. Цель философа науки – обосновать легитимность его видения науки и показать несостоятельность взглядов его оппонентов. Для этого он не ограничивается исключительно логическими доводами, а активно использует в своих построениях историко-научный материал. Цель учёного скромнее – убедить своих оппонентов в том, что конкретная научная теория описывает устройство исследуемого им фрагмента мира, либо просто служит удобным инструментом предсказания результатов наблюдения и эксперимента. В рамках данного спецкурса ставится задача ввести слушателей в круг основных дискуссий в философии науки по проблеме реализма-инструментализма. Для этого в структуре спецкурса выделяется несколько содержательных блоков, в каждом из которых ставится самостоятельная задача: 1. История становления реалистических и инструменталистских концепций в философии науки. 2. Основные стратегии обоснования научного реализма и основные аргументы в пользу концепции научного реализма (середина 60-ых – вплоть до 80-ых годов ХХ века). 3. Основные стратегии обоснования антиреалистических концепций философии науки и основные аргументы против реализма (середина 70-ых – начало 80-ых годов ХХ века). 4. Трансформация научного реализма под влиянием антиреалистической критики в модернизированные и минимизированные версии современного реализма (экспериментальный и структурный реализм),попытки сохранения основных исходных тезисов научного реализма в современной философии науки (Псиллос).