Описание:Спецкурс по выбору, 32 часа.
Курс призван дать студентам углублённое понимание сути феноменологического подхода в современной психологии личности и психотерапии, а также о его реализации в различных направлениях
Общая характеристика курса и его задачи
В курсе дается генеалогический анализ современной психологии личности и психотерапии в контексте самоопределения психолога в современной ситуации в виду определенного понимания предельных целей и ценностей его профессиональной работы.
Эти цели и ценности выражаются в поиске пути к конкретной психологии человека, которая:
- была бы состоятельной перед лицом реальных жизненных проблем современного человека;
- ориентировалась на человека, условием существования которого является работа над собой, ведущая к его личностному росту,
- была бы путем самопознания и личностного развития и для самого психолога,
- могла быть включена в поиск новых форм жизни и нового человека.
Генеалогический анализ понимается в духе поздних работ Мишеля Фуко, то есть как такая форма методологического анализа теоретических представлений, исследовательсих стратегий, а также и прежде всего, - психотерапевтических практик, которая открывает для самой ведущей этот анализ методологической мысли возможность её трансформации, позволяющей ей со-ответствовать современной ситуации. Такой анализ нацелен на поиск пути к современной форме гуманистической психологии личности, реализующей со-бытийную версию феноменологического метода в рамках радикально понимаемого индирективного подхода в психотерапии. Генеалогический анализ выступает как метод извлечения «реальных» опытов о человеке, и ассимиляции «реальной» (Выготский) психологии, которые можно найти в психопрактиках.
Анализ проводится в виде двух "критик психологии".
- "критики естественнонаучного разума" в психологии, вскрывающей принципиальные ограничения естественнонаучной парадигмы исследования, не позволяющие психологии ни эффективно включаться в психотехнические практики работы с реальными проблемами человека, ни полноценно ассимилировать опыт этих практик или даже просто адекватно осмыслять его, ни, наконец, удовлетворительно справляться с теми "неклассическими" ситуациями, которые возникают внутри самой научной психологии.
- “критики психотехнического разума” в психологии, демонстрирующей манипулятивный характер (нередко вопреки провозглашаемым гуманистическим лозунгам) доминирующих в современной психотерапии форм психотехники, что вступает в противоречие с установкой на самоактуализацию личности и личностный рост.