Описание:Лекция 1. Политическая культура как предмет исторических исследований. Сфера политического, субъекты и объекты политического действия, механизмы принятия политических решений в средневековом обществе вообще и в средневековой Руси в частности. Социологическая и политологическая терминология, европейские средневековые термины, аутентичные древнерусские понятия – князь, дружина, вече, совет, дума и др. Развитие представлений о политической системе домонгольской Руси (с точки зрения политической культуры) – от Татищева до сегодняшнего дня. Особая роль понятия феодализм в историографии. Лекция 2. Князь – символ политического единства и центральная фигура политического процесса. Принципы владения и наследования в среде Рюриковичей в землях Руси в X – начале XIII в.: теория «родового быта» и её модификации versus «прагматические» интерпретации. Понимание княжеской власти в политических теориях, бытовавших в домонгольской Руси. Лекция 3. Люди князя – кто это? Научное понятие дружина и древнее слово. Дискуссии XIX–XX вв. вокруг понятия дружина в зарубежной историографии и в русскоязычной. Семантическая эволюция слова дружина от старославянских памятников до древнерусских источников XIII в. Боярство как слой знати в XI–XIII вв. Проблема «служилых» и «земских» бояр. Слуги-министериалы как низший слой элиты. Особое положение княжеских военных министериалов, которые составляли в X–XI вв. «большую дружину». Суть понятия «большая дружина», европейские аналогии. Связь знати с торгово-промышленными слоями общества в X–XIII вв. Лекция 4. Идеалы с политическими содержанием и значением, объединявшие князя и людей в его окружении. Военное «братство»: столкновение товарищеского (уравнительного) принципа и властно-иерархического начала. Пиры и походы. Понятие славы: самоценность военного подвига, историческая память. Противоречие и взаимодействие военно-дружинного этоса и христианской морали. Идея защиты «земли Русской» в XI в. Идея общерусского единства и развитие «местного патриотизма» во второй половине XII–XIII в. Религиозные идеалы. Римско-византийская идея христианского государства (империи). Лекция 5. Принцип верности в отношениях князя и его людей. Споры о верности в историографии – «германская» верность, вассальная, «архаическая». Верность и доверие. Верность условная и безусловная. Употребление слова верность (и однокоренных) в текстах домонгольской эпохи. Применение его к политическим отношениям и наполнение религиозным содержанием с конца XII в. «Архаическая» верность – связь с «внеродовыми» формами личных связей в догосударственную эпоху – дарение и служба несвободных. Выражение идей и идеалов в обрядах. Вступление на княжескую службу – устные формулы верности, применение клятвы. Князья и вечевые «общины» – взаимные уверения и клятвы. Лекция 6. Понятие чести в политической сфере. Содержание архаического понятия чести: указание на общественное положение и уважение (признание). Старо- и церковнославянские тексты, сравнительный славянский и европейский контекст. Древнерусские тексты: архаическое понятие и христианское понимание чести. Выделение понятия личного достоинства вне связи с социальным статусом. Связь понятия чести с другими понятиями социально-политического содержания – срам (сором), обида, слава и др. Юридический статус разных групп населения и «Русская Правда». Князь как источник «чести» (престижа) для людей на его службе. Лекция 7. Княжеская служба. Значения и сфера использования слов служити и слуга. Выгоды и ограничения, которые создавала служба князю. Разные условия службы для разных людей и социальных групп. Обязательность или добровольность службы. Проблема «права отъезда»: сравнительно-исторический контекст, конкретные примеры разрыва отношений князей и бояр в домонгольской Руси. Наследственность служебных отношений правителя и знати; связь службы со статусом – что первично? Отдельные боярские рода и их судьбы; неустойчивость «родового» сознания знати, её причины. Сравнительно-исторический контекст. Применимы ли понятия вассалитет и ленные отношения к Руси? Лекция 8. Принятие политических решений. Интересы князей, местных элит и населения. Политический процесс в условиях «трибутарного государства» Руси в X–XI вв. Сбор дани и полюдье. Трансформация социально-политического строя Руси в XII–XIII вв., и изменение механизмов принятия государственных решений. Роль межкняжеских соглашений в период «раздробленности». Боярский «совет» или «дума» – мнения в историографии и данные источников. Участие веча в политическом процессе: развитие политической инициативы горожан от X к XIII в., особый случай Новгорода. Сравнительно-исторический контекст. От «господства знати» к «консенсуальному господству».