Описание:с/к для магистрантов первого года обучения.
Анализ концепции Витгенштейна начинается с особой версии «логического атомизма», представленной в "Философии логического атомизма" Б.Рассела и в «Логико-философском трактате» Витгенштейна. Принципиальным отличием витгенштеновской версии логического атомизма является холизм: единая логическая форма мира и языка выступает как условие того, что язык «дотягивается» до реальности. А основанный на этой идее изоморфизм предложения и описываемого им факта выступает как необходимая предпосылка корреспондентного понимания истины, классическое выражение которого дано в «Логико-философском трактате».
Ознакомление с результатами применения Витгенштейном аналитического метода для решения философских проблем показывает, каким образом он превращает традиционные гносеологические проблемы в логико-синтаксические. Физическая теория трактуется им как общая форма предложений, являющихся образами фактов; но сама эта общая форма имеет сугубо конвенциональную природу. А предложения математики выступают как уравнения, т.е. «псевдопредложения».
Витгенштейновская трактовка метафизического субъекта логически связана с его трактовкой философских предложений как по большей части бессмысленных: эти предложения не могут быть описаниями особых «философских фактов», потому что метафизический субъект есть не часть мира, а его граница. В «Логико-философском трактате» это дополняется учением о том, что невыразимо в предложениях, как указанием на границы научного описания и философского анализа.
При обращении к поздней философии Витгенштейна анализируются: концепция языковых игр, значения как употребления, критика представлений о «простых» элементах языка, о единой сущности языка, предложения, именования; «языковые ловушки» и характер философских проблем; философская деятельность как терапия. Показывается, что холизм в трактовке языка и понятие «видения в аспекте» выступают как концептуальные источники постпозитивистского тезиса о теоретической нагруженности языка наблюдения.
Витгенштейновское понимание задач «философской грамматики» конкретизируется на материале его анализа языка цветов, а также слов «ментального словаря». Обращение к различным примерам такого анализа позволяет понять эвристическую ценность Витгенштейновской идеи значения как употребления для решения традиционных проблем философии сознания.
Рассматривается проблема следования правилу в философии Витгенштейна, отличие правил от эмпирических предложений; неразрешимость вопроса о соответствии правил и действительности.
Проблемы цели научного познания, возможности постижения истины, единственности пути к истине, окончательного и достоверного обоснования полученных знаний анализируются на основе заметок Витгенштейна «О достоверности», в которых находится в наиболее развитой форме холизм, конвенционализм, отказ от традиционного эмпиризма и от традиционной теории познания вообще, которые можно было заметить еще в «Логико-философском трактате».
Показывается влияние идей Витгенштейна на социологию научного познания Дэвида Блура