Описание:Учебная дисциплина «Векторная психофизиология» содержит новый подход к описанию и количественной оценке когнитивных процессов: восприятий, процесса обучения и семантики. В основе векторного подхода используется сферическая модель отображения когнитивных процессов. Эта модель включает ансамбль базисных нейронов, определяющих размерность когнитивного пространства. При действии стимула в ансамбле базисных нейронов возникает комбинация их возбуждений. Эта комбинация возбуждений рассматривается в качестве вектора возбуждения, кодирующего сигнал на входе. Особенностью возникающих в ансамбле базисных нейронов векторов возбуждений является их нормирование. В результате вектора возбуждений, возникающие в ансамбле базисных нейронов, оказываются одинаковой длины, а вершины этих векторов размещаются на поверхности сферы. Над базисными нейронами располагается слой нейронов-детекторов, каждый из которых характеризуется своим набором весов синаптических контактов. Эти комбинации синаптических весов представляют собой вектора, одинаковые по своей длине. Таким образом, множество детекторов образует сферическую поверхность, изоморфную поверхности, представленной возбуждениями базисных нейронов. Каждый детектор, обладая специфическим вектором синаптических связей, избирательно активируется определённым вектором возбуждения. Таким образом, сигналы на входе трансформируются в локальные возбуждения нейронов детекторной карты. Различие между стимулами измеряется модулем разности тех векторов возбуждений, которые эти стимулы представляют. Процесс обучения в такой нейронной сети реализуется в командных нейронах, обладающих пластичными синапсами. В ходе обучения пластичные синапсы командного нейрона становятся равны возбуждениям, поступающим от базисных нейронов. В результате командный нейрон становится избирательно настроенным на условный раздражитель. Предложенная модель реализуется при восприятии интенсивности света, восприятии цветовых стимулов, а также зрительных комплексов и акустических сигналов. Особенностью предложенной модели является то, что она адекватно описывает семантические процессы, позволяя построить семантическое пространство. Построение семантических пространств позволяет реализовать новый метод контроля за усвоением знаний путём сопоставления семантического пространства обучаемого с семантическим пространством эксперта