Описание:Цель курса – формирование у слушателей стройного представления о целях и задачах современной внешней политики КНР, многообразии теоретических подходов, а также практических средств проведения. Цель достигается посредством анализа концептуальной динамики внешней политики КНР с начала реформ в 1978 году до настоящего времени, а также ее практических целей и задач. Оба аспекта рассматриваются в неразрывной связи с приоритетами развития страны, а также ее участием в решении глобальных проблем современности.
Задачи курса:
1. Изучить трансформацию внешней политики Китая после 1978 года посредством изучения сменяющих друг друга, но сохраняющих определенную преемственность внешнеполитических доктрин: от идеи Дэн Сяопина «накопить силы, не выпячивая себя», до концепции «возрождения великой китайской нации» и «осуществления китайской мечты» Си Цзиньпина.
2. Выделить 2001 год - вступление страны в ВТО - в качестве переломного момента в осмыслении КНР своей роли на мировой арене и последующей кардинальной смене внешнеполитической парадигмы – переходу к политике «большого и ответственного государства».
3. Подробно изучить состояние и перспективы российско-китайских отношений стратегического партнерства в контексте вышеозначенных изменений.
4. Изучить приоритеты и сложные вопросы современной внешней политики КНР: «торговая война» с США и выстраивание китайско-американских отношений в новых условиях; факторы влияния на взаимоотношения с соседями по региону (Японией, государствами Корейского полуострова и др.); проблема Тайваня, присутствие Китая на Африканском континенте и др.
5. Проанализировать глобальные проблемы экологии, энергетической и продовольственной безопасности и др., - как важнейшие факторы влияния на формирование внешней политики КНР.
6. Ознакомиться со взглядами ведущих китайских школ (Фуданьский университет, Народный университет, Академия общественных наук КНР) и ученых-международников (Янь Сюэтун, Чжао Тинъян, Цинь Яцин и др.) на место и роль Китая в современном мироустройстве и практическим применением предлагаемых концепций.