Описание:Курс представляет собой ознакомление в форме практикума с пятью современными методами разрешения конфликта: методом «ненасильственного общения» М. Розенберга, отдельными инструментами метода ТРИЗ («теории решения изобретательских задач»), методом «интегративных решений», отдельными инструментами ЭФТ (эмоционально-фокусированной терапии) и классической системной семейной психотерапии. Каждый из этих методов является демонстрационным примером одного из видов авторской историко-психологической классификации методов разрешения конфликтов, построенной на основе выделенных Н.В.Гришиной этапов развития психологии конфликта.
Все методы подвергаются функциональному анализу, который заключается в определении типа и содержания психологических функций отдельных инструментов метода и функций метода в целом. Используемая при этом авторская типология психологических функций включает три типа функций: индивидуально-адаптивных («для себя»), индивидуального развития («для себя в будущем») и системно-психологических («для нас»). Основы используемого в курсе функционального анализа были разработаны автором в рамках диссертационного исследования, связанного с продолжением традиций культурно-исторической психологии Л.С.Выготского. Обучение студентов данному типу функционального анализа методов разрешения конфликтов ставится одной из главных целей курса.
Представляемая программа опирается на заявленную в рамках программы специализации «Психология переговоров и разрешения конфликта» ориентацию на владение практическими навыками несилового и творческого разрешения конфликтных ситуаций и формирование установки на конструирование социальных норм толерантности и культуры переговоров.
Общим технологическим принципом практикума является использование двух ступеней разбора каждого метода разрешения конфликта (на модельных для метода образцах конфликтов и на выбираемых самими студентами примерах-кейсах).