Описание:Межфакультетский учебный курс
"Теория и эксперимент в методологии научного исследования".
30 а.ч.
(н.с. кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ к.ф.н.
Фурсов А.А.)
Аннотация
Предлагаемый курс является введением в философию и методологию науки. Он призван
познакомить слушателей с основными концепциями структуры и развития научных теорий,
дать представление о способах их обоснования, о взаимодействии теории и эксперимента в
процессе научного исследования.
Что значит принять научную теорию? Какую теорию можно считать обоснованной? Как
происходит опровержение научной теории и можно ли в науке поставить решающий
эксперимент? Описывают ли теории объективное устройство реальности, или служат только
инструментами для взаимодействия с ней? На первый взгляд, наука должна иметь строгие и
однозначные ответы на эти и многие другие вопросы. Однако, сама практика теоретического
и экспериментального исследования свидетельствует о том, что отвечать на них можно
по-разному.
Цель этого курса - не в том, чтобы познакомить слушателей с единственно правильной
картиной того, как устроена наука. Такую картину можно встретить лишь в построениях
увлечённых популяризаторов науки. Мы рассмотрим различные точки зрения на то, как
устроены научные теории и как мы можем их интерпретировать, как работает эксперимент и
как происходит формирование научных фактов.
Программа курса.
Раздел I. Теории.
Тема 1. Философия науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Логические и методологические аспекты теоретического знания.
Тема 2. Что такое научная теория? Основные модели построения научной теории в
классической науке. Индуктивные и дедуктивные науки. Индуктивная модель исследования.
Аксиоматическая теория. Гипотетико-дедуктивная модель построения теории.
Тема 3. Основные функции научной теории: описание, объяснение и предсказание.
Объяснение и понимание. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения
Гемпеля-Оппенгейма и её альтернативы. Прагматистская модель научного объяснения Б. ван
Фраассена. Программа вывода к наилучшему объяснению в научном реализме.
Тема 4. Синтаксический и семантический, или теоретико-модельный подходы к научной
теории. Теории и модели. Подобие и изоморфизм.
Темы 5 (2 часа) Проблема интерпретации научной теории. Реализм, инструментализм и
конструктивный эмпиризм. Понятие онтологии научной теории. Объектная и реляционная
онтология.
Тема 6. Проблема обоснования научной теории. Интертеоретические отношения.
Тема 7. Проблема развития научных теорий. Принцип соответствия. Тезис о
несоизмеримости научных теорий.
Раздел. II. Эксперимент.
Тема 1 (2 часа) Теория и эмпирия в античной науке. Бэконианское прозрение. Опытное
исследование в классической и современной науке. Философия научного
экспериментирования.
Тема 2. Структура естественнонаучного эксперимента. Проблема интерпретации
эксперимента.
Раздел III. Теория и эксперимент.
Тема 1 (2 часа). Тезис о недоопределённости теории опытом. Проблема "решающего
эксперимента" в науке. Юмовская и холистская версии тезиса о недоопределённости теории
опытом. Тезис Дюгема-Куайна. Аргумент эмпирически эквивалентных теорий. Различные
формы эмпирической эквивалентности.
Тема 2 (2 часа). Тезис о теоретической нагруженности наблюдения и эксперимента.
Фактуализм и теоретизм. Различные формы теоретической нагруженности.
Вопросы к зачёту совпадают с темами программы курса.
Адрес курса на сайте МГУ: http://edu.msu.ru/mfk/attachment/405/annotation&program&questions.pdf