Описание:Убеждение в том, что наука позволяет учёным создавать объективную картину
реальности, широко распространено. Его придерживаются многие теоретики и отстаивает
немало философов науки. Нередко сомнения в объективистских притязаниях науки
рассматриваются как подрывающие саму ценность научного исследования и отвергаются
уже по этому основанию.
Проблема познаваемости мира имеет длинную философскую предысторию. С
возникновением и развитием научной методологии горизонты нашего знания о
реальности оказались значительно расширены в области микро- и макромира. Но означает
ли беспрецедентный рост экспериментальной точности и теоретической элегантности
современной науки её приближение к единственно верной картине мира, основы которой
не будут поставлены под сомнение учёными будущего?
Данный курс посвящён анализу различных стратегий поиска ответа на этот вопрос,
которые предлагаются философами науки и учёными-теоретиками. Мы познакомимся с
различными концепциями того, как устроена наука, как она развивается и как она познаёт
мир. Статус теоретических понятий, отсылающих к ненаблюдаемым объектам и
структурам, вызывает бурные дискуссии между сторонниками инструменталистских и
реалистических подходов к интерпретации научного знания. Эти дискуссии во многом
определяют современное состояние философии и методологии науки и выдвигают на
первый план именно онтологическую проблематику.
В рамках курса предполагается затронуть следующие темы:
- историко-философский экскурс в проблему познаваемости мира;
- наука и ненаучные формы познания;
- возникновение и развитие науки, специфика научной методологии;
- научный реализм и инструментализм в спорах об онтологическом статусе
теоретического знания;
- проблема границ научного познания в работах ведущих учёных-теоретиков и
философов науки.