Описание:I. Наименование дисциплины «Основы гуманитарной географии (ОГГ)».
I.1. Кафедра: рекреационной географии и туризма
1.1 Разработчик: Голубчиков Юрий Николаевич
1.2 Контактная информация:
е-mail: golubchikov@list.ru
II. Шифр дисциплины (присваивается Управлением академической политики) –
III. Цели и задачи дисциплины – указываются отдельно под соответствующими буквами на основе содержания бывшего п. 1.
А. Цель курса: формирование представлений о сущности гуманитарно-географического знания.
Б. Задачи курса:
освоение слушателями общих знаний о гуманитарной географии, ее становлении и проблемах, развитие образовательных интересов и мотиваций на осмысление полярных воззрений.
IV. Место дисциплины в структуре ООП.
А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане
- 021000 «География»; 100400 «Туризм»;
Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане:
- ММ магистр МГУ (учебный план внешнего магистра); факультет дополнительного образования МГУ.
- семестр: весенний.
В. Перечень дисциплин, которые желательно быть освоены для начала прослушивания "Основ гуманитарной географии": физическая география мира и России, экономическая география мира и России
- тип межфакультетский учебный курс.
Г. Общая трудоемкость - 66 академических часов.
Д. Форма промежуточной аттестации - зачет;
V. Формы проведения
А. Для дисциплин:
- форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме (пишется в столбик, проставить нужные часы):
Лекции – 28 ч.
Практические занятия (семинары) - 6 ч.
Самостоятельная работа – 28 ч.
- форма текущего контроля - зачет по семинару 4 ч.
VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации
№
п/п
Наименование разделов и тем дисциплины Трудоемкость (в ак. часах) по формам занятий Формы контро-ля
Аудиторная работа Само-стоя-тельная работа
Лекции Практи-ческие занятия (семина-ры) Лабора-торная работа
1 ЧАСТЬ I. История и современное состояние гуманитарной географии.
Тема 1. Актуальность гуманитарной географии
2 2
2 Тема 2. Антропогеогра-фия
2 2
3 Тема 3. Дуалистичность советской географии
2 2
4 Тема 4. Современное со-стояние гуманитарной географии
2 2
5 Тема 5. Туристско-краеведческие методы познания 2 2 2 Зачет по практи-ческой работе
6 Часть II. Философские основания гуманитар-ной географии
Тема 6. Антропоцентри-ческая картина мира
2 2
7 Тема 7. Катастрофизм как методологическая программа
2 2 2
8 Тема 8. География эпохи постмодерна
2 2 2 Коллоквиум
9 Часть III. Гуманитарная география России
Тема 9. География в ис-тории России. Русская территориальная экс-пансия
2 2
10 Тема 10 Пространства России в современном мире
2 2
11 Тема 11. Приполярная Россия в современном мире
2 2
12 Тема 12. Россия на рын-ке экосистемных и оздоровительных услуг. Лечебные свойства раз-личных природных сред
2 2
13 Тема 13. Сельский ту-ризм
2 2
14 Тема 14. Имиджевое продвижение России
Всего, часов 28 6 28 Обсуждение письменных ра-бот. Зачет
VII. Содержание дисциплины по разделам и темам – аудиторная и самостоятельная работа: Основной вид занятий по данной дис-циплине – интерактивные лекции, с последующими дискуссиями. Самостоятельная работа слушателей включает знакомство с учебной и научной литературой, поиск информации через базы данных в Интернете, написание рефератов и стаей
В целом курс поделен на следующие блоки:
1) Введение. История и современное состояние гуманитарной географии.
2) Философские основания гуманитарной географии
3) Гуманитарная география России.
ЧАСТЬ I. История и современное состояние гуманитарной географии.
Тема 1. Актуальность гуманитарной географии. Cреди нерешенных общих проблем географии проблему ее единства В.С.Преображенский именовал первой. Гуманитарная география как общегеографическая методология, сочетающей в себе принципы естественных и гуманитарных наук землеведческого страноведческого и краеведческого уровней. Основные теории, концепции и гипотезы в отечественных и зарубежных школах гуманитарной географии. Интеграция географической науки в рамках гуманитарной географии. Идентификация учебного курса как первой попытки внедрения данной отрасли фундаментального научного знания в отечественный учебный процесс, как первый его прорыв в российскую учебную аудиторию.
Задания для самостоятельной работы: ответить на контрольные вопросы типа: с какими негеографическими научными дисциплинами связана гуманитарная география? Привести примеры практической связи.
Тема 2. Антропогеография. Философско-физическая география. Две основные и равноправные ветви географии – общее землеведе-ние и страноведение. Антропогеография как составная часть землеведения. Гуманитарная география (она же география человека), как пре-емница антропогеографии. По сути гуманитарная география предлагает способ целостного постижения мира. Географические причины исторических судеб. Географическая детерминанта исторического процесса. Краеведение, родиноведение, отечествоведение как части землеведения, или мироведения.
Задания для самостоятельной работы: прочесть и законспектировать первоисточники, ответить на контрольные вопросы.
Тема 3. Дуалистичность советской географии. Идеологизация географической науки. Разрушение антропогеографического направ-ления в советской географии. Роль диалектического и исторического материализма в схеме строгого разделения естественных и общест-венных законов. Маргинализация краеведения («малого страноведения»). Советское краеведение как история КПСС в данном городе или районе. Засекречивание топографических карт. Позитивистская парадигма. Естественно-гуманитарное единство географии оказалось раз-дробленным на множество дисциплин. В физической географии исчез человек, остался лишь антропогенный фактор, в экономической гео-графии – не осталось природы, остались природные ресурсы. Уничтожение философско-методологических оснований географической науки – географического детерминизма (учение зависимости человека от географической среды), хорологии (учение о пространстве) и антропогеографии (география человека). Парад позитивизма с выходом все более новых –измов, –ведений и –ологий. Физико-химические методы исследований как идеал. Убийственный эмпиризм многих географических исследований с бесконечным накоплением фактов с ча-стными обобщениями. Трансформация проблемного поля культурно-гуманитарно-географических исследований от антропогеографиче-ского круга идей к размещению объектов соцкультбыта.
Интеграционные и расширительные тенденции в стремлении к единой географии. В.А.Анучин. Попытка объединения физической и экономической географии в рамках страноведения Н.Н.Баранским. Две фундаментальные основы страноведения: ландшафтоведение и учение об экономическом районе. Работы по теоретической географии А.М.Смирнова.
Задания для самостоятельной работы: обработать первоисточники (составить аннотацию, произвести рецензирование и рефериро-вание); подготовить сообщения по первоисточникам к выступлению на семинаре; составить библиографию.
Тема 4. Современное состояние гуманитарной географии. Развитие гуманитарной географии на Западе. Центральное и общенаучное положение гуманитарной географии в западной науке. Понятийно-концептуальный аппарат гуманитарной географии. Географическая среда как предмет изучения ряда эколого-географических наук (экологическая география, природопользование, страноведение). Вектор единства и целостности всей географии. Единое знание гуманитарной географии подразделяется на интегративные субдисциплины на соответствующих стыках гуманитарной географии с экономикой (экономическая география), социологией (социальная география), культурологией (культурная география), психологией (поведенческая география), медициной (рекреационная география), политикой (политическая география), эстетикой (эстетическая география), философией (теоретическая география), эпистемологией (информационная география, когнитивная география), экологией (экология человека, социальная экология), историей (историческая география, история колонизаций) и т.д Теснота связей гуманитарных наук с географической средой и природой является их мерилом пребывания в гуманитарной географии, а не в культурологии, экономике, социологии и т.д. Так же, как включение истории человека и философии в предметное поле физико-географических наук служит показателем их пребывания в поле гуманитарной географии. Гуманитарная география достаточно старая наука, ведущая начало от антропогеографии. От своих юных родственниц (экологии человека, социальной экологии) она отличается повышенным философским наполнением и общенаучной устремленностью.
Стимулы к возрождению отечественной гуманитарной географии (антропогеографии) с начала 1990-х годов. Деидеологизация науки. Общая гуманизация естествознания. Воздействие глобализации, повысившей мобильность и трансграничность в поведении человека. Повышение значимости качественных историко-генетических и этнокультурных факторов в жизни населения («возвращение к корням»). Расширение доступа к информации (крупномасштабным картографическим и аэрокосмическим материалам, зарубежным источникам, философскому наследию, статистическим данным). Система географических наук становится все менее дифференцированной на физическую и экономическую географию. Возникает ее новое деление, возвращающее к исходному целому, бытовавшему еще во времена Варрениуса, подразделению на две главные части – общую географию, или землеведение, и региональную географию, или страноведение (ландшафтоведение).
Задания для самостоятельной работы: заполнить анкеты:
вопрос: что для вас наиболее интересно в прослушанных лекциях:
вопрос: какой вид самостоятельной работы расширяет ваш объем знаний:
-лекции;
-выполнение рефератов;
- подготовка сообщений;
- подготовка к семинарам.
- написание сочинений и эссе.
Тема 5. Необычайный подъем краеведения, ландшафтоведения и географии, благодаря развитию туризма. Краеведение как фило-софско-методологическая основа муниципального управления. Интернет, краеведение и массовый туризм вовлекают в процессы позна-ния самые широкие слои населения и разбивают кастовость научного сообщества. Туристско-краеведческие методы познания. География как первенствующая наука грядущего постинформационного общества. Реабилитация подхода единой географии к человеку. Становление народной науки («citizen science»). Туризм и неогеографические сервисы возвращают в географический дискурс субъекта, понятие ландшафта обретает семантическую глубину. Ландшафтная парадигма дополняется новыми гуманистическими элементами. Вовлеченный в туризм ландшафт должен соотноситься с виртуальными картинами различных субъектов о территориальных частях географической среды. Вернакулярные (обыденные) районы. Публицистичность и журнализм как прямые методики продвижения науки к постдисциплинарному знанию, особенно важные в век рекламы и имиджевых продвижений. Туризм призван преодолевать барьеры между самыми разнообразными дисциплинами, как естественными, так и гуманитарными, как религией, так и наукой. Поисково-краеведческая деятельность учителя прямо ведет его к научно-исследовательской работе. Краеведение как самая доступная сфера приложения знаний учащихся к работам исследовательского характера. Знания профессиональных географов. Разнообразное географическое знание непрофессионалов. Невозможность их редуцировния друг к другу.
Задания для самостоятельной работы:
Разобрать основной материал тем 1-5. Подготовиться к собеседованию по защите прочитанного первоисточника. Прочесть первоисточник, законспектировать и защитить. Защита прочитанных первоисточников происходит в ходе обсуждения содержания учений различных антропогеографов и гуманитарных географов. Прочитанный материал привлекается студентом как иллюстрация и объяснение той или иной интерпретации взглядов мыслителя. В начале занятия, предполагающего эту форму контроля студентом предоставляется конспект.
Часть II. Философские основания гуманитарной географии
Тема 6. Новые мировоззренческие модели. Антропный принцип как значимый и непротиворечивый для важнейших социокультурных парадигм. Приложение антропного принципа к биосфере. Гигантские вымирания в свете антропного принципа. Проблемы времени.
Задания для самостоятельной работы: подготовить три групповых докладов для общей дискуссии и обсуждения.
Тема 7. Катастрофизм как методологическая программа. Жесткое отношение к катастрофизму советской науки. Глобальные катаст¬рофически быстрые сценарии. Запреты на их разработку. Сужение окружающего мира, исключающее из картины некоторые источники неопределенности, может привести к взрывоопасным последствиям, из-за неверных интерпретираций. Признание катастрофизма. Военные угрозы. Любая крупная катастрофа наглядно смыкает физическую географию с географией экономической и вместе с тем оказывается за пределами пристального рассмотрения, как той, так и другой. Опыт экстраполяции былых катастроф на современность. Идеальная геолого-климатическая стабильность ХХ века. Экстраполяция на современность событий из XVIII–XIX веков. Устойчивость системы зиждется на ее разнообразии. С ростом сложности техносферы происходит упрощение ее разнообразия и риск катастрофического исхода. Поэтому важно сохранять отжившие технологии и ненужности типа паровозов, карбюраторных автомобилей, бипланов или ездовых лошадей. Сохранить их может туризм. История, не будучи оформленной в турпродукт, предается забвению. Духовное значение катастроф. Проблемы времени.
Задания для самостоятельной работы: составить сценарии угроз, что уже могли угрожать человечеству, и те, что могут дестабилизировать его в будущем. Обрисовать деятельность людей, ведущую к возникновению и развитию катастрофического сценария или решений по избежанию его на различных территориях. Обдумать вопрос: "почему жизнь на Земле не исчезла в свете подстерегающих ее катастроф?"
Тема 8. География постмодерна. Четыре уровня наддисциплинарных исследований: междисциплинарные, интердисциплинарные, трансдисциплинарные и постдисциплинарные. Постмодерн как философская методология гуманитарной географии. География постмо-дерна в виде лидера постдисциплинарного интеграционного знания. Утвердительный и повелительный ответ в учебниках. Обучение не ос-тавляет поля для новых гипотез, которые могли бы стать теориями завтрашнего дня. «Эпохальные прорывы в развитии фундаментальной науки практически всегда были связаны со снятием тех или иных запретов на границы познания, отказа от тех или иных устоявшихся убе-ждений и заблуждений» – пишет академик В.А.Садовничий [2000]. Эти слова можно поставит эпиграфом к введению в гуманитарную гео-графию.
Задания для самостоятельной работы: подготовиться к коллоквиуму. Разобрать основной материал тем 5-7. Участвовать в дискуссиях на семинарских занятиях. Коллоквиум –одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя со студентом для выяснения знаний. Для подготовки к коллоквиуму необходимо тщательно и систематически прорабатывать рекомендуемую литературу.
Часть III. Гуманитарная география России
Тема 9. География в истории России. Лес в истории России. Лесостепь и степь. Природные рубежи России: Енисей, граница леса и степи. Условия освоения лесной и степной зон. Южные границы лесов прежде и теперь. О лесной природе чернозема. Начало подчинения земного шара европейской культуре. Русские накануне завоевания Сибири. Русская территориальная экспансия. Неизвестная война. Два типа колонизатора.
Задания для самостоятельной работы: На контурной карте нарисуйте свои генеалогические линии. Раскройте понятия «освоение», «типы освоения пространства" и "культурного ландшафт" как объекты гуманитарно-географического анализа. Выдвиньте версии и обоснуйте их на контурной карте: "Кто бы владел Сибирью, если бы не Россия?" На контурной карте в виде изохрон сравните скорости продвижения русских землепроходцев и англосаксонского фронтира.
Тема 10. Пространства России в современном мире. География самый фундаментальный фактор внешней политики государств. Физическая карта предопределяет карту этногеографическую, а та, в свою очередь, − политико-географическую.. Унаследованные от СССР границы в сопоставлениями с границами СССР и Российской Империи. Бурные процессы этнического возрождения в бывших республиках. Мифологизации истории – «удревнение» исторических корней, непрерывности культурной традиции и государственности, попытки изоляции «своей» истории, выделения ее из общей истории других народов. Режиссирование новой истории и новой географии. Лимология. Становление виртуальной геополитики. Возвышение геополитического мышления. Значение географического ресурса в жизни государств. Ни одна из стран мира не сохранила столь огромного пространства с неразрушенной и богатой природной средой, как Россия в своих северных и восточных владениях. В самой же России расхожими стали суждения, что в наш век информационных технологий ценность пространства и природных ресурсов неуклонно снижается. Роль географического ресурса в жизни государств взрывообразно растет вместе с демографическим взрывом. Оскудение природы как важная причина грядущих войн. Российский Север - самое крупное и последнее необжитое пространство планеты из вполне пригодных для освоения. Ночные снимки России из космоса позволяют представить распыленность, разбросанность и немногочисленность ее поселений. Сокращение численности русского народа в Росссии и ближнем зарубежье. Его размеры. Общая картина убыли россиян затушевана миграционным приростом. Высшие перевороты в истории совершаются не путем унаследования одних изменений другими в одной и той же точке, но переходят из одной страны в другую, и с одного материка на другой. Этот порядок событий составляет географический ход истории.
Задания для самостоятельной работы: напишите на 1-2 стр. какой бы вы хотели видеть Россию к 2030 году.
Тема 11. Приполярная Россия в современном мире. Типология перигляциальных природных сред. Ландшафты-аналоги холодных пустынь, тундр, нивальных лугов и холодных степей в различных частях света. Возможности "осеверения" сельского хозяйства. Совпаде-ние распределения сортов культурных растений по высотным зонам гор, снизу вверх, с их распределением по широтным зонам равнин, с юга на север. Верхние пределы земледелия в зависимости от высот верхних пределов леса. Садово-дачные участки как опытные полиго-ны для внедрения в культуру высокогорных сортов. Альпинизм и горный туризм для дачно-коттеджного отдыха. Сдавленное жизненное пространство стран Центральной Азии.О выходе Сибири к Индийскому океану. Индо–Арктический путь.
Задания для самостоятельной работы: нарисуйте по одной из долгот или широт профиль холодных пределов лесов и сельскохозяйствен-ных культур. На контурной карте мира обрисуйте один из перигляциальных ландшафтов-аналогов в различных частях света в целях возможного заимствования определенных приемов освоения экстремальных холодных территорий.
Тема 12. Россия на рынке экосистемных и оздоровительных услуг. Россия сохранила самое обширное ландшафтно-типологическое разнообразие планеты. Главный поставщик кислорода планете. Продукция Россией живительных отрицательных аэроионов кислорода. «Зеленые угрозы» минусового роста (на примере Камчатки). Оздоровительные приложения гуманитарной географии. Рекреалогия как гуманитарная география свободной деятельности человека. Проблемы оздоровления человечества. Лечение природой. Геоцелебные и геопатогенные зоны. Спортивные виды единения с природой. Лечебные свойства различных природных сред. Отрицательные ионы кислорода. Лесная терапия. Оздоровительное значение гор. Лечебные свойства полярной природы. Географ как врач.
Задания для самостоятельной работы: Раскройте отношение гуманитарной географии к проблемам здоровья человека; выде-лите на контурной карте ландшафно-терапевтические системы; произведите классификацию лечебно-природных ресурсов конкретной территории (условий своего проживания) с отражением положительного и отрицательного влияния среды обитания и социально экономических условий на состояние здоровья; разработайте конкретный ландафтотерапевтический маршрут на карте Google Earth c рекомендациями по его использованию в лечебно-профилактических целях.
Тема 13. Сельский туризм. Промыслово-заготовительный туризм. Генно-географические особенности питания. Гуманитарная география неизбежно охватывает всю географическую среду. Одно из самых интимных взаимодействий человека с ней каждодневно осуществляется через питание. Оно тоже в некоторой степени становится предметом интереса гуманитарной географии и соединяет ее с экологией человека.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады об особенностях дачного отдыха и сельского туризма конкретной территории; изучить основные ресурсы и природные объекты сельского туризма на физической карте России; собрать материалы маршруте научно-экспедиционного туризма с помощью Интернет ресурсов, выяснить какие еще объекты природы, истории и культуры можно включить в этот маршрут?
Тема 14. Имиджевое продвижение России. Россия на туристском рынке. Технологии возвышения России. Конструирование поло-жительного образа России. Туризм как плацдарм борьбы за Россию. Пространство России в ее имиджевом продвижении. Метаисториче-ская роль катастроф в истории России Возможности расширения образовательной базы туризма за счет включения в нее альтернативных моделей объяснения генезиса окружающей природы.
Задания для самостоятельной работы: написать письменную работу (в виде статьи или эссе) по материалу тем 1-22, включающее критический обзор литературных и других источников. Работа начинается с выбора темы. По согласованию с преподавателем слушатель может выбрать тему, связанную с его интересами. Затем необходимо осуществить подбор литературы, изучить и систематизировать источники, изложить материал, оценить различные точки зрения на исследуемую проблему, высказать о ней собственное мнение. В заключении необходимо подвести итоги, сделать практические выводы и приложить список литературы.
1. Объем работы 15-17 стр. Требования: 14 кегль, 1,5 интервал, отступ со всех сторон 2 см.
2. Список литературы оформляется в алфавитном порядке.
Лучшие работы будут опубликованы в журнале Президиума РАН "Энергия", газете "География" (приложение к "Первому сентября"), НГ-Наука, а также в соавторстве с разработчиком курса в ведущих рецензируемых журналах. Критерием успешности курса служит количество опубликованных слушателями работ.
VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины
ОНК – общенаучные компетенции – сдающий зачет по дисциплине «Основы гуманитарной географии», должен знать:
• основные этапы и тенденции развития гуманитарно-географического знания с древности до настоящего времени;
• историю гуманитарной географии и классификацию ее направлений;
• первоисточники классиков гуманитарно-географической мысли,
• основные концепции гуманитарной географии;
• важнейшие достижения современного естественно-гуманитарного знания;
• содержание современных глобальных гуманитарно-географических проблем;
• роль гуманитарной географии в решении глобальных проблем современности.
• место гуманитарной географии в современном естествознании и в системе гуманитарных наук;
• основные факторы, обеспечивающие будущее гуманитарной географии как самостоятельной науки;
Слушатель должен уметь:
• формулировать и обосновывать возможности гуманитарной географии в решении проблем современного общества (стратегиях вы-живания человечества, охраны здоровья, поиска новых ресурсов);
• внедрять элементы научной рациональности в систему собственных поведенческих регулятивов;
• свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями современной географической действительности, выявлять и анализировать проти¬воречия
Слушатель должен владеть гуманитарно-географическими знаниями для исследования глобальных и региональных закономерно-стей, осознавать проблемное отношение к географической среде как к пространству возможностей.
ПК – профессиональные компетенции –
Слушатель должен уметь применять на практике базовые теоретические знания по гуманитарной географии, объектах туристиче-ского и рекреационного интереса, представлять результаты научного исследования в сфере гуманитарной географии в формах отчетов, при-кладных разработок, докладов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений, владеть информационными технологиями и методами обработки, анализа и синтеза гуманитарно-географической информации, применять гуманитарно-географические подходы для разработки туристских маршрутов.
IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:
А. Образовательные технологии - развивающее и проблемное обучение, проектные методы обучения, лекционно-семинарско-зачетная система обучения. При чтении данного курса применяются такие виды лекций, как вводная, обзорная, проблемная, лекция-визуализация. Тематическое содержание проводимых практических работ опирается на содержание лекционной части курса и соответствует темпам прохождения её студентами.
X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежу-точной аттестации:
А. Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов.
Б. Примерный список заданий для проведения текущей и промежуточной аттестации (темы для докладов, рефератов, презентаций и др. – по видам заданий), а также для курсовых работ и рефератов:
1. Методологические основы гуманитарной географии.
2. Противоречивость развития отечественной географической науки.
3. Географическая среда как объект гуманитарной географии.
4. Уровни методологии: землеведческий (философский) и специально- конкретный (страноведческий и краеведческий).
5. Теория гуманитарно-географической науки, проблемы, идеи, гипотезы, концепции, законы и закономерности.
6. Развитие спутниковых систем наблюдений, Интернета и развитие туристско-краеведческих методов познания мира. Использова-ние электронных карт в рекреационной географии и географии туризма как нового метода познания действительности широкими группами потребителей географической информации.
7. Специфика методов и средств краеведения. Законы и категории краеведения. Основной понятийный аппарат краеведения. Роль краеведческого знания в жизни личности и общества. Место краеведения в системе научного знания. Проблемы формирования краеведче-ского мышления.
8. Краеведение и туризм. Краеведческое изучение малых территорий. Познавательный туризм. Ландшафтный туризм. Спортивный туризм. Экскурсии и их виды. Природа как объект краеведческой деятельности.
9. Состояние гуманитарно-географического образования в России и за рубежом.
10. Формирование туризма как феномена ХХI века.
11. Россия и международный туризм. Проблемы включения в мировой рынок туристских услуг. Статистика поездок граждан России по странам мира и СНГ. Тенденции географического развития и перераспределения потоков. Основные черты въездного туризма в Россию.
12. Имиджевое продвижение России на мировом туристском рынке.
13. Увеличение доли познавательного и образовательного туризма в развитии географии.
14. Оздоровительные методики гуманитарной географии.
15. Гуманитарная география в стратегиях выживания человечества.
16. Философские основания гуманитарной географии.
17. Гуманитарная география в интеграции географической науки.
В. Примерный список вопросов для проведения текущей и промежуточной аттестации.
1. Отечественный и зарубежный опыт работ по гуманитарно-географической проблематике.
2. Объект, предмет, функции, место гуманитарной географии в структуре естествено-
гуманитарного знания.
3. Проблема соотношения человека и природы в истории географии.
4. Географический детерминизм (реализм) и исторический материализм (субъективизм): основные идеи и представители.
5. Основные этапы развития гуманитарной географии в России.
6. Существующие теоретические подходы в гуманитарной географии.
7. Предвозвестниками гуманитарной географии (А. Гумбольдт, К. Риттер, А. Геттнер, Ф. Рихтгофен и Ф. Ратцель О. Пешель,В. де ля Блаш (19 в.), К.Бэр, П.П. Семенов-Тян-Шанский).
8. Утрата изначально присущего географии синтеза философии, науки и искусства.
9. Интегративные субдисциплины гуманитарной географии.
10. Преодоление появившимися в Интернете детальными космическими снимками и геосервисами бюрократических барьеров в террито-риальном управлении.
11. Туристско-краеведческие методы познания мира.
12. Антропный принцип в приложении к биосфере.
13. Рост числа и интенсивности природных катастроф и охватываемых ими площадей.
14. Позитивизм географической науки. Его преодоление гуманитарной географией.
15. Значение географии для истории Росссии.
16. История обезлесения юга России.
17. Колонизация восточных пространств России.
18. Распад Советского Союза как главное географическое событие последнего полувека.
19. Депопуляция российских пространств
20. Осеверение сельского хозяйства как форма укрепления национальной безопасности страны и ее продовольственной независимости.
21. Оформляющаяся науке о туризме как часть гуманитарной географии.
22. Геотуристика и ее две важные ветви: рекреационная география (recreational geography) и туристическая география (tourism geography).
23. Сельско-лесное направление в туризме.
24. Имиджевое продвижение территорий России.
XIII. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
А. Основная литература
№ п/п Автор(ы) Название книги/ статьи Место изда-ния Изда-тельство Год издания
1 Голубчиков Ю.Н. Основы гуманитарной гео-графии, 364 стр М. Инфра-М, 2011, пере-издание 2013
Б. Дополнительная литература (ко всей приводимой литературе имеется доступ в фундаментальной библиотеке МГУ
и в библиотеке 21-го этажа)
№ п/п Автор(ы) Название книги/ статьи Место изда-ния Издательство Год издания
1 Голубчиков Ю.Н. Гуманитарная география в стратегиях выживания человечества, 320 с.
М. Диалог куль-тур 2013
2 Голубчиков Ю.Н. География человека, 296 с.;
М. УРСС, Эди-ториал 2003
3 Голубчиков Ю.Н. (научный ред.) Универсальный историко-географический атлас Рос-сии, 384 с. http://www.bolero.ru/catalog/books/9785170514540.html
М. АСТ 2008
4 Голубчиков Ю.Н., С.Ю.Шокарев 1. Атлас мира. 563 с. http://magazin-spa.ru/product/atlas-mira/
М. АСТ 2011
5 Голубчиков Ю.Н. 1. Универсальный атлас мира АСТ, 312 с. http://magazin-spa.ru/product/atlas-mira/
2. http://www.labirint.ru/books/180881/;
М. АСТ 2008
6 Голубчиков Ю.Н. Большой атлас России , 400 с. М. Астрель, ACT, ИПЦ «Дизайн. Информа-ция. Картогра-фия», 2008
7 Голубчиков Ю.Н., М.К.Иманкулов Историко-культурный атлас Кыргызстана, 176 с.
М. Биш-кек ДИК 2001
8 Голубчиков Ю.Н. Катастрофы в истории Земли и человека, , 192 с
М. Белый город 2009
9 Голубчиков Ю.Н., В.Ф.Нестеренко Будущее России: четыре сценария М. Издатель-ский сервис, 2006, 2009, (2-ое изд.)
10 Голубчиков Ю.Н., Р.А.Мнацаканян Исламизация России. Тре-вожные сценарии будущего, 416 с.
М. Вече 2005
11 Голубчиков Ю.Н. Глобальные катастрофы в истории цивилизаций, 384 с.;
М. Вече 2005
12 Голубчиков Ю.Н. Природные зоны в жизни людей, 32 с.
М. Чистые пру-ды 2005
13 Голубчиков Ю.Н. Физическая, экономическая и социальная география Чу-котского автономного окру-га, 272 с.
М. ИПЦ ДИК: Дизайн, Ин-формация, Картогра-фия» 2003
14 Голубчиков Ю.Н. География горных и поляр-ных стран, 320 с.
М. МГУ, 1996
15 Гвоздецкий Н.А., Ю.Н.Голубчиков Природа мира: Горы, 400 с. М. Мысль 1987
В. базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Интернет-ресурсы:
http://www.informaworld.com – каталог западных научных журналов, в т.ч. по гуманитарной географии
- электронные ресурсы фундаментальной библиотеки МГУ http://NBMGU
- библиотека Русского гуманитарного Интернет-университета http://www.i-u.ru/biblio/
XIV. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
А. Помещение: учебная аудитория на 15-20 мест для лекций, на 15-20 мест для практических занятий. Помещение должно быть оформлено с помощью различных географи-ческих карт мира и России: политической, экономической, плотности населения, физиче-ской и др. Карты можно повесить по периметру помещения, создав, таким образом, допол-нительный образовательный дизайн. Помещение должно быть довольно свободным для перемещения в нем участников образовательного процесса.
Б. У учащихся должна быть возможность работы с образовательными ресурсами - в Ин-тернет-сети, с электронными и видео-архивами, с текстами. Желательно задействовать не-сколько компьютеров, где будут собраны все электронные материалы; лучше, если это бу-дет Интернет-класс с видео-оборудованием.
В. Контурные карты России размером 1,5 на 1,0 метр. На них должны быть нанесены не-обходимые для работы обозначения (Федеральные округа, столицы субъектов Федерации и др.). Каждый обучающийся по ОГГ должен быть обеспечен не менее чем одним печатным учебным пособием "Основы гуманитарной географии".
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным дос-тупом к электронно-библиотечной системе МГУ NBMGU. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.