Описание:МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова". Факультет глобальных процессов
Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе
Гуманитарный факультет
"УТВЕРЖДАЮ"
И.о. зав кафедрой ТиТУ ФГП МГУ,
к.филос.н., доцент Гвозданный В.А.
«_____»______________2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование дисциплины (модуля): Государственное регулирование экономики-72 часа
Уровень высшего образования: бакалавр
Направление подготовки: 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление
Направленность (профиль) программы: - базовая часть
Форма обучения: очная
Курс: третий
Автор – д.э.н., доц., с.н.с. Юдина Тамара Николаевна
Москва – Душанбе -2022
1. Цели, задачи дисциплины / модуля
Важным элементом профессиональной культуры специалиста по государственному и муниципальному управлению является умение логически мыслить, строго рассуждать, приводить доказательства, формулировать научные гипотезы, вскрывать закономерности явлений, учиться принимать решения на государственном уровне в области экономики. Как учебный предмет «Государственное регулирование экономики» - ГРЭ обладает огромным потенциалом для развития всех перечисленных умений. ГРЭ развивает логическое мышление, способность к целостному, государственному восприятию мира, а также такие качества мышления как гибкость, конструктивность, критичность и т.д. На современном этапе развития общества, когда увеличивается объем нормативно-правовой, экономико-институциональной, статистической и другой информации, управленческие методы и средства исследования становятся важным атрибутом общественных наук.
Как учебная дисциплина «Государственное регулирование экономики» - ГРЭ обладает огромным мировоззренческим потенциалом, предоставляет большие возможности для подготовки будущих специалистов в области государственного и муниципального управления.
Целью дисциплины «Государственное регулирование экономики» - ГРЭ является формирование у студентов-бакалавров основ управленческой культуры как будущих специалистов, которая является составляющей общечеловеческой культуры.
Студентам необходимо знать основные понятия и термины, компетенции, закономерности, формы ГРЭ.
Они должны уметь логически мыслить, оперировать объектами, корректно употреблять термины и формы ГРЭ, а также владеть определенным управленческим аппаратом, который позволит им в будущем осуществлять анализ информации и принимать объективные решения на государственном уровне.
Задачи дисциплины «Государственное регулирование экономики» заключаются в развитии у студентов современных форм управленческого и логического мышления, а также умения ставить, исследовать и решать сложные задачи в области государственного регулирования экономики - ГРЭ и государственного управления экономикой - ГУЭ, возникающие в профессиональной практике. Курс состоит из общих основ ГРЭ-ГУЭ и разных форм государственного регулирования экономики. Студентам позиционируются современные бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, конкурентная, антимонопольная, промышленная, инвестиционно - инновационная, социальная, региональная, внешнеэкономическая, в области АПК политики государства. Курс ГРЭ построен таким образом, чтобы в конечном итоге у студента-управленца сложилось целостное научное восприятие государственного регулирования экономики и государственного управления экономикой.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП подготовки бакалавра.
Данная дисциплина «Государственное регулирование экономики» относится к разделу ОПОП подготовки студентов-бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управление». Курс является логическим развитием Экономической теории и/или Экономики, Истории экономических учений и Истории экономики, Стратегического планирования и экономической политики, Менеджмента, Государственного управления экономикой и Истории управленческой мысли. Данная дисциплина раскрывает проблемы как традиционных форм государственного регулирования экономики - ГРЭ и государственного управления экономикой - ГУЭ, так и новых направлений влияния государства на национальные хозяйства. Данная дисциплина раскрывает проблемы XXI в., в частности, - государственного неодирижизма и государственных институционально-инновационных, финансово-хозяйственных инициатив в контексте глобализации, инноватизации, цифровизации с использованием опыта России, Таджикистана, Китая, США и других государств. Специальное внимание уделяется мобилизационной модели экономики в условиях глобализирующегося, цифровизирующегося мира, «нового мирового порядка».
3. Планируемые результаты
В результате изучения данной дисциплины у обучающихся формируются следующие компетенции:
Общекультурные компетенции:
• способность понимать и использовать основные закономерности гуманитарных научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы управленческого анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в области экономики (ОК-4);
• способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-9).
4. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих знаний, умений и владений, а также динамика формирования компетенций. В результате освоения дисциплины ГУЭ-ГРЭ студент-бакалавр должен:
Знать:
- модели национальной экономики с активным участием государства, в том числе мобилизационную модель экономики, ее принципы, инструменты государственного управления экономикой, «государскую економию» (ОК-4);
- основы государственного управления экономикой (ГУЭ), значение государственного регулирования экономики (ГРЭ) в системе государственного управления (ГУ) (ПК -3)
- теоретические основы экономической деятельности государства (эволюция теоретических представлений о роли и функциях государства в смешанной экономике, изменение экономических функций государства в современных условиях, система государственного регулирования экономики) (ПК-4);
- систему государственного управления экономикой и дирижизм;
- основные направления экономической политики государства (бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика, промышленная и конкурентная политики, социальная, региональная политики, государственная политика в отношении АПК, в сфере управления государственным сектором и др.) (ПК - 6);
- проблемы государственной и муниципальной собственности, государственного регулирования рынка ценных бумаг, сферы научных исследований, охраны окружающей среды, регулирования природопользования, внешнеэкономической деятельности, защиты рынка от недобросовестной конкуренции (ПК-1, ПК-6);
- государственные институционально-инновационные и финансово-экономические инициативы (на примере Таджикистана, России, Китая и др. стран) и государственный неодирижизм.
Уметь:
- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- анализировать значимые социально-экономические проблемы и процессы (ОК-4);
- анализировать и исследовать особенности инновационных преобразований в результате перехода на новую технологию (ПК-1);
- уметь применять изученный курс по ГУ-ГРЭ в практической работе (ПК-6);
- приобретать навыки вовлеченности государственного служащего в процесс принятия решения по ГУЭ.
Владеть:
- культурой экономического и управленческого мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию большой информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-4);
- готовностью к кооперации с коллективами, работе в коллективе (ОК-3);
- в будущем - преподаванием курса «Государственное управление экономикой - ГУЭ и «Государственное регулирование экономики – ГРЭ»;
5. Структура и содержание дисциплины (модуля)
5.1. Разделы и темы дисциплины и виды занятий (календарный план) в часах
№ заня-тия Разделы, темы Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах
Аудиторная работа Контактные часы Самостоятельная
работа студента
Лекции Семинары Кон
суль
тация Конт-
роль
1 Введение в курс ГУ (ГУЭ-ГРЭ) 2 3
2 Раздел I. Теоретические основы экономической деятельности 4 2 2 Выбор темы
Аналитического доклада и реферата 3
3 Раздел II. Основные направления и формы ГУЭ.
Введение: Основные формы ГРЭ. 2 2 3
4 Бюджетно-налоговая политика государства 2 2 3
5 Денежно-кредитная политика государства 2 2 3
6 Государственная политика в сфере управления государственным сектором 2 2 3
7 Государственное регулирование инвестиционно-инновационной деятельностью. Регулирование технологической деятельности. «Цифровая экономика», цифровизация. 2 2 3
8 Государственная экономическая политика в отношении АПК 2 2 3
9 Регулирование рынка ценных бумаг 2 2 3
10 Социальная политика государства 2 2 3
11 Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной политики 2 2 3
12 Промышленная политика государства 2,0 2 3
13 Государственная региональная политика 2 2
14 Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды 2 2 3
15 Государственное регулирование сферы научных исследований 2 2 3
16 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 2 2 3
17 Государственный неодирижизм . Государственные институционально-инновационные финансово-экономические инициативы. 2 2 3
Всего:
36 36 72
5.2. Форма проведения самостоятельной работы и текущего контроля успеваемости
№ занятия
Наименование
Раздела и темы дисциплины Форма самостоятельной работы и текущего контроля; трудоемкость
Форма самостоятельной
работы Форма текущего контроля успеваемости Трудоемкость
В часах
1 Введение в курс ГУЭ-ГРЭ. Изучение материалов лекции, рекомендуемой учебной литературы по теме, выполнение домашнего задания Интерактивный контроль с использованием on.econ.msu.ru, консультация 4
2 Раздел I. Тео-
ретические основы экономической деятельности государства То же, подготовка к экспресс-опросу То же+ экспресс-опрос 6
3. Раздел II. Основные направления и формы государственного регулирования.
Введение. Основные формы ГРЭ. То же + работа над аналитическим докладом То же+ экспресс-опрос + аналитические доклады с оппонированием 6
4. Бюджетно-налоговая политика государства То же + работа над аналитическим докладом и подготовка к эссе-1; кейсы То же + кейсы+ аналитические доклады с оппонированием 4
5. Денежно-кредитная политика государства То же + работа над докладом с презентацией, кейсы То же+рефераты, их оппонирование, кейсы, экспресс- опрос 4
6. Государственная политика в сфере управления государственным сектором То же +подготовка к проекту в рамках деловой игры То же + тесты+
эссе-1 + деловая игра 4
7. Государственное регулирование инвестиционно-инновационной деятельности. Регулирование технологической деятельности. «Цифровая экономика». Цифровизация. То же + труд над рефератом, его презентацией и кейсом, подготовка к эссе -2 То же + эссе -2 4
8. Государственная экономическая политика в отношении АПК То же + труд над аналитическим докладом и/или рефератом, ее презентацией То же + тестирование 4
9. Регулирование рынка ценных бумаг То же + подготовка к оппонированию и тесту То же + аналитические доклады с презентацией и кейсом 4
10. Социальная политика государства То же + кейс То же 4
11. Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной политики. Государственная
Защита рынка от недобросовестной конкуренции То же + подготовка к проекту -2 по ГУЭ В рамках деловой игры-2 То же 4
12. Государственная промышленная политика То же + эссе То же + деловая игра -2 4
13. Государственная региональная политика То же+ оппонировани То же + защита рефератов, их оппонирование; кейсы 4
14. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды То же + оппонирование То же 4
15. Государственное регулирование сферы научных исследований То же + работа над проектом То же, экспресс-опрос 4
16. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности То же + подготовка к финальному тесту 4
17. Государственный неодирижизм. Государственные институционально-инновационные и финансово-экономические инициативы Изучение материалов лекции, учебной литературы по теме, выполнение домашнего задания, доработки проектов То же + защита рефератов, их оппонирование, презентация, кейсы. 4
Всего: 72
5.3. Содержание разделов дисциплины. Тематика курса.
Тема I. Введение в курс ГРЭ. Государственное управление. Основы государственного управления экономикой (ГУЭ). Место государственного регулирования экономики (ГРЭ) в системе ГУ. Государственное регулирование экономики, государственный дирижизм и государственные институционально-инновационные финансово-хозяйственные инициативы. Государственный неодирижизм. Мобилизационная модель экономики. Новая роль государства в глобализирующемся и цифровизирующемся мире. Инклюзивный капитализм, новый мировой порядок. COVID-19 и великая перезагрузка.
Раздел I. Теоретические основы экономической деятельности государства и государственного регулирования экономики.
Тема II. Эволюция теоретических представлений о роли и функциях государства в экономике рынка и смешанной экономике. От идей и концептов меркантилизма до государственного инновационного неодирижизма. Необходимость ГУЭ - ГРЭ. Основные периоды институционально - экономических изменений функций государства. Трансформация экономических функций государства в условиях глобализации, глобализирующегося рынка, инноватизации и цифровизации. Роль государства в макро-, мега- и глобальной экономиках. Экономика Таджикистана в мире.
Тема III. Система государственного регулирования экономики. Инструменты и методы государственного регулирования экономики. Выделение инструментов ГРЭ по форме: административные, правовые, административно-правовые и экономические; по уровню воздействия: инструменты микроэкономической и макроэкономической политики; по направленности: внутриэкономические и внешнеэкономические. Методы ГРЭ: прямые и косвенные. Принципы эффективности и справедливости в системе ГРЭ.
Раздел II. Основные направления и формы ГУЭ. Система ГРЭ
Тема IV. Бюджетно-налоговая политика государства, определяемая Министерством финансов. Государственный бюджет (ГБ) как инструмент и институт макроэкономического регулирования. Сущность, функции и виды налогов. Кейнсианская теория дефицитного финансирования. Дефицит госбюджета и его формы. Профицит ГБ. Государственный долг, внутренний и внешний. Госбюджет РТ.
Тема V. Денежно-кредитная политика государства. Инструменты и типы кредитно-денежной политики. Таргетирование инфляции как тактическая цель современной кредитно-денежной политики ЦБР. Провалы денежно-кредитной политики в РФ. Ключевая ставка процента. Денежная система и политика в РТ. Цифровой рубль. Криптовалюты.
Тема VI. ГУЭ в сфере государственного сектора. Государственный сектор и его функции в смешанной экономике. Государственная и муниципальная собственность: основные формы реализации. Принципы управления государственной собственностью. Новые подходы к управлению государственной собственностью.
Тема VII. ГРЭ в области инвестиционно - инновационной деятельности. Идеи и концепты инновационной и инвестиционной привлекательности. «Цифровая экономика». Цифровизация. Стратегия государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Организационно-хозяйственные механизмы государственного управления инновационными процессами в России и Таджикистане. Государственное регулирование технологической деятельности. Технологическое предпринимательство.
Тема VIII. Государственная экономическая политика в отношении АПК. Основные направления инвестиционно-инновационного развития ресурсов и повышения их эффективности в государственных законах и программах развития АПК. Совершенствование рыночного механизма, экономических методов и стимулов АПК.
Тема IX. Регулирование рынка ценных бумаг. Основные субъекты государственного регулирования рынка ценных бумаг и его методы. Государственное регулирование рынка ценных бумаг и его методы. Регулирование рынка ценных бумаг в РТ.
Тема X. Социальная политика государства. Политика государства в трудовой сфере. Государственное пенсионное обеспечение. Политика государства в сфере образования. Институциональные основы системы здравоохранения, реформы в этой сфере. Государственная политика в решении жилищной проблемы. Государственная политика борьбы с бедностью и социально-экономическим неравенством.
Тема ХI. Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной политики, государственная защита рынка от недобросовестной конкуренции. Основные элементы антимонопольной политики. Адвокатирование конкуренции как элемент конкурентной политики. Особенности антимонопольной политики государства в сфере естественных монополий. Государственная защита товарных знаков. Государственное регулирование рекламной деятельности. Государственная защита прав потребителей.
Тема XII. Государственная промышленная политика. Деиндустриализация, реиндустриализация и неоиндустриализация. Институциональные основы государственной промышленной политики. Государственная промышленная политика на примере РФ и РТ.
Тема XIII. Государственная региональная политика. Цели и задачи государственной региональной политики. Субъекты государственной региональной политики. Направления совершенствования региональной политики РФ и РТ.
Тема XIV. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды. Цели и задачи государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования. Формы государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования в РФ и Таджикистане. Концепция «устойчивого развития» (Рио+20). Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Тема XV. Государственное регулирование сферы научных исследований. Институциональные основы сферы НИОКР. Основные тенденции в развитии государственного регулирования сферы НИОКР. Особенности государственного регулирования сферы научных исследования в России и Таджикистане, странах Центральной Азии.
Тема XVI. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Цели и направления внешнеэкономической политики государства. Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике. Таджикистан и Российской Федерации. Методы и инструменты государственного регулирования международных экономических отношений.
Тема XVII. Государственный неодирижизм. Государственные институционально-инновационные финансово-экономические инициативы (на примере Государства Российского, РТ). Стратегия социально-экономического развития КНР в контексте XX съезда КПК. Стратегии социально-экономического и институционально-инновационного развития России и Таджикистана.
6. Образовательные технологии.
В соответствии с теоретическим характером дисциплины «Государственное управление (Государственное управление экономикой)» - Государственное регулирования экономики (ГРЭ), основным видом аудиторной учебной работы являются активные формы проведения занятий – лекции, семинары и консультации. Лекции составляют 50% аудиторных занятий, семинары – остальные 50%. Текущая работа студентов предполагает изучение материалов лекций, учебного пособия, написание эссе, просмотр тематических видеороликов, написание аналитических докладов, их оппонирование, выполнение кейсов, подготовку и защиту проектов (в виде презентации реферата по одной из тем по выбору с кейсом, предложенным совместно с преподавателем), разработка проектов, участие в деловых играх, выполнение письменных домашних работ - ответов на контрольные вопросы, тестов.
Согласно требованиям ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает интерактивность курса, которая достигается посредством общения преподавателя и студентов не только на аудиторных занятиях, но и через Интернет при помощи ZOOM.
По усмотрению преподавателя и деканата в рамках учебного курса в качестве внеаудиторной работы уместны встречи с представителями министерств, российских, таджикских и зарубежных компаний, экскурсии на предприятия и организации государственного сектора экономики, прежде всего в Министерство экономического развития и торговли РТ.
7. Балльная система оценки знаний курса «Государственное регулирование экономики)» для бакалавров Гуманитарного факультета (по направлению 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление) филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Душанбе
№ Формы учебной работы Сумма баллов
1. Обязательные:
1.1. Аналитические доклады, в том числе доработка доклада по итогам обсуждения; кейс 15 (10+5)
1.2. Оппонирующие, комментирующие выступления; кейсы 10
1.3. Аттестационная работа: оценка презентации группового проекта (по результатам деловой игры)
1.4. Промежуточный контроль: тесты, эссе
1.5. Экзамен 15(10+5)
10
40
Итого: 90
2. Специальные:
в т.ч. включаемые:
2.1. в обязательном порядке:
2.1.1. Письменная контрольная работа 20
2.1.2. Подготовка тезисов реферата, презентация и обсуждение; кейс 30
Итого: 50
3. 2.2. по выбору студентов:
2.2.1. Оппонирование реферата или 2.2.2.
2.2.2. Участие в проектах НИР, выступление с докладами на научных конференциях 10
Итого: 10
Всего: 150
Допуск к экзамену — не менее 60 баллов.
Критерий выставления оценки:
от 130 до 150 баллов – отлично;
от 100 до 129 баллов – хорошо;
от 61 до 99 баллов - удовл.
8. Примерные темы проектов (рефератов с кейсами)
1. Система государственного управления экономики (ГУЭ): принципы, инструменты и методы
2. Бюджетно-налоговая политика государства (на примере экономики какой – либо страны)
3. Денежно-кредитная политика государства (на примере…)
4. Государственная политика в сфере управления государственным сектором с примерами
5. Государственное регулирование инвестиционно - инновационной деятельности (на примере…)
6. Регулирование рынка ценных бумаг
7. Социальная политика государства (на примере…)
8. Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной политики (на примере…)
9. Промышленная политика государства (на примере…)
10. Государственная защита рынка от недобросовестной конкуренции
11. Государственная региональная политика (на примере…)
12. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды (на примере…)
13. Государственное регулирование сферы научных исследований (на примере…)
14. Регулирование внешнеэкономической деятельности
15. Государственные институционально-инновационные финансово-экономические инициативы России, Таджикистана и Китая
16. Государственное управление экономикой в контексте неодирижизма
17. Мобилизационная модель экономики: ее принципы, инструменты, механизмы и институции
18. Экономический пояс Шелковый путь (Один пояс – один путь): Китай – Таджикистан
19. «Цифровая экономика»: государственное регулирование технологической деятельности.
9. Экзаменационные вопросы по ГРЭ:
1. Государственное управление экономикой (ГУЭ) и государственное регулирование экономики (ГРЭ)
2. Трансформация моделей участия государства в экономике
3. Основные этапы эволюции экономических функций государства
4. Становление нового этапа расширения экономических функций государства в условиях глобализации и цифровизации
5. Провалы рынка и необходимость государственного регулирования экономикой
6. Глобализация, инноватизация и цифровизация как основы трансформации экономических функций государства
7. Система государственного регулирования экономики: принципы, инструменты и методы
8. Основные принципы экономической политики государства: протекционизм и фритридерство, экономический либерализм
9. Научные основы экономической политики государства: от меркантилизма до неомеркантилизма
10. Экономическая роль государства в условиях формирующегося глобального рынка и цифровизации
11. Бюджетно-налоговая политика государства: сущность, цели, функции, инструменты
12. Государственный внутренний и внешний долг РТ
13. Государственный бюджет РТ как инструмент макроэкономического управления
14. Денежно - кредитная политика государства: сущность, цели, функции, инструменты
15. Инструменты и типы кредитно-денежной политики
16. Тактическая цель денежно-кредитной системы Центрального Банка РТ
17. Стратегия государственного регулирования инновационной деятельности. Инновационная привлекательность
18. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность
19. Государственная экономическая политика в аграрном секторе РТ: сущность, цели, функции, инструменты
20. Государственное регулирование рынка ценных бумаг и его методы
21. Социальная политика РТ: сущность, цели, функции, инструменты
22. Государственная политика в сфере образования и здравоохранения в РТ
23. Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной политики: сущность, цели, функции, инструменты
24. Государственная защита рынка от недобросовестной конкуренции. Государственная защита прав потребителей
25. Государственная региональная политика на примере РТ: сущность, цели, функции, инструменты
26. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды: сущность, цели, функции, инструменты
27. Инноватизация и основные тенденции в развитии государственного регулирования сферы НИОКР
28. Система государственного регулирования внешнеэкономической политики государства: сущность, цели, функции, инструменты
29. Методы и инструменты государственного регулирования внешнеторговых отношений
30. Дирижизм и государственный неодирижизм: принципы, инструменты, методы
31. Стратегия социально-экономического развития РТ до 2030 г.
32. «Цифровая экономика», цифровизация и государственное регулирование технологической деятельности
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
10.1. Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации. Первая публикация//Российская газета, №237, 25 декабря 1993 г. Поправки к Конституции РФ.
2. Конституция Республики Таджикистан.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 февраля 2010 г.). - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2010.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»// «РГ»-Федеральный выпуск №6418. 2014 г. 3 июля.
5. Глобализация мирового хозяйства / Под ред. М.Н. Осьмовой, А. Бойченко. - М.: ИНФРА-М, 2006.
6. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие./ Под ред. Мысляевой И.Н. и Кононковой Н.П. – М.: Издательство Московского университета, 2010.
7. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб./ Под ред. В.И. Кушлина. – М. : Изд – во РАГС, 2006.
8. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. - М., 1985.
10.2. Дополнительная литература:
1. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства.- М.: Акад. Проект, 2004.
2. Лукас Р. Эволюция экономической политики, 1976.
3. Осипов Ю.М. Постреформизм на службе России: вырыв к развитию// Проблемы современной экономики. 2013. №1 (45).
4. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. Информационно-цифровая экономика: концепт, параметры, механизм// Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019. №3. С. 41-60.
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Наука, 1993.
6. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции (пер. с англ.).- М.: Мысль, 2003.
7. Си Цзиньпин. Государственное управление. М., 2014.
8. Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира (пер. с англ.). - М.: Альпина Паблишер, 2003.
9. Юдина Т.Н. ГОСУДАРСТВО КАК ГОСПОДАРСТВО, ПСЕВДОГОСУДАРСТВО КАК КОРПОРАЦИЯ И/ИЛИ КАК ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА (ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ=ДОМОСТРОИТЕЛЬНОЙ РОЛИ ГОСУДАРСТВА И ВЛАСТИ) // Электронный журнал «Теоретическая экономика» // www. Theoreticaleconomy info. 2014. №2. С.38-48.; URL: https://ruskline.ru/analitika/2020/08/11/gosudarstvo_kak_gospodarstvo_psevdogosudarstvo_kak_korporaciya_iili_kak_cifrovaya_platforma - (дата обращения: 09.11.2020).
10. Юдина Т.Н. Новый Домострой. Конституирующая перспективная универсальная экономическая система России. - М. : ТЕИС, 2015.
11. Ohmae. The End of Nation State. - N.Y.: Free Press, 1995.
10.3. Интернет – источники:
1. Министерство экономического развития РФ:www.economy.gov.ru/minec/main
2. Министерство образования и науки РФ:www.mon.gov.ru
3. Министерство финансов РФ:www.minfin.ru
4. Росстат: www.gks.ru
5. Всемирный (Мировой) банк: www.worldbank.org
6. Центральный банк России: www.cbr.ru
Общие ресурсы по НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета
Федеральные целевые программы:
http://fcp.vpk.ru
Ресурсы по ФЦП, государственным заказчиком которых является Рособразование
http://www.ed.gov.ru/ntp/fp/
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Материально-техническое обеспечение дисциплины «Государственное регулирование экономики» предполагает использование для чтения лекций специализированных аудиторий, оснащенных компьютером и LCD-проектором и/или интерактивной доской.
Необходимым требованием является наличие в абонементном отделе библиотеки достаточного количества экземпляров основной и дополнительной литературы для изучения курса, а в электронной библиотеке – свободный доступ к интернет – источникам.
Преподаватель, читающий курс, и студенты, изучающие данную дисциплину, должны иметь доступ к Интернету и ZOOMю
Учебно-методическое издание
Автор – д.э.н., доц., с.н.с. Юдина Тамара Николаевна
Программу составил: Юдина Тамара Николаевна д.э.н., доцент, старший научный сотрудник факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова
Эксперт: ____________-
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ТиТУ ФГП МГУ и научно-методического совета Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе от …..2022 г., протокол №.
Рабочая программа. Дисциплина. Вариативная часть.
Государственное регулирование экономики
для бакалавров III курса Гуманитарного факультета,
обучающихся по специальности 38.03.04.- Государственное и муниципальное управление
72 час.
Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Душанбе