Курс по выбору для студентов 1 и 2 курсов бакалавриата философского факультета МГУ "Позднеантичный неоплатонизм (Прокл, Дамаский, Псевдо-Дионисий)"учебный курс
Описание:В курсе по выбору на основе анализа произведений Прокла и Дамаския воссоздается идейная эволюция Афинской школы неоплатонизма. Прокл признается одним из самых выдающихся систематизаторов теолого-метафизической системы неоплатонизма. Считая сверхсущее Единое первопричиной всего, Прокл постарался представить максимально плавным переход от абсолютного единства высшей ипостаси к множественности, однородной с монадой и специфически присущей Уму, Душе и другим уровням реальности. Так, введением божественных «генад» была опосредствована зависимость от Единого того, что после него, а Уму как мыслящему были предпосланы Бытие как мыслимое и Жизнь как мыслимое-мыслящее. После смерти Прокла (485 г.) главами философской школы в Афинах нередко становились довольно заурядные люди, что привело к падению авторитета этой школы. Став диадохом около 515 года, амбициозный Дамаский попытался вернуть ей утраченный авторитет. При этом Дамаский, по словам Симпликия, «не медлил с возражениями против многих из учений Прокла». Радикальная апоретика невыразимого подталкивала Дамаския к пересмотру отдельных основоположений традиционной неоплатонической генологии, которыми дорожил, например, Прокл. Дамаский же в своей концепции совершенно невыразимого выдвигал на первый план акаузальную трактовку Абсолюта и ставил под сомнение эвристическую эффективность теологической катафатики. В курсе по выбору нетривиально рассматривается текстуальная зависимость "Ареопагитик" от сочинений Прокла, и, напротив, подвергаются сомнению параллели между текстами Псевдо-Дионисия и Дамаския. Обосновываются тезисы о том, что Псевдо-Дионисий - "сириец, писавший по-гречески" и о том, что фрагменты текста "Ареопагитик" были написаны в разное время и отличались разной степенью писательского мастерства.