Описание:АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ
для направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»уровень
подготовки бакалавр
Курс – 2
Семестр – 8
Зачетные единицы – 3
Общая трудоемкость – 108, в т.ч.: лекции – 17ч., семинаров – 17 ч., СРС – 72 ч.
Форма промежуточной аттестации – экзамен в 8 -м семестре.
Рабочая программа дисциплины (модуля) разработана в соответствии с самостоятельно установленным МГУ образовательным стандартом (ОС МГУ) для реализуемых основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика».
1. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП ВО.Дисциплина «Социология» формирует у обучающихся понимание необходимости социологического знания для организации процессов социального взаимодействия; обеспечивает формирование социологического подхода в процессе анализа фактов социальной действительности; дает базовый набор социологических понятий и терминов, а также навыки применения математических методов и информационно-технологических средств в социологической практике; готовит будущих специалистов к работе в современных социальных условиях. Особенностью курса является то, что в процессе его преподавания студенты должны опираться на знания, полученные при изучении учебных курсов: истории, философии, политологии, социальной психологии и других дисциплин естественно - научного и гуманитарного профилей, которые читаются на 1 -3 курсах института.
Учебная дисциплина «Социология» относится к вариативной части профессионального блока ОПОП. Она занимает важное место в формировании профессиональных навыков и компетенций будущих специалистов, дает понимание закономерностей развития основных социальных процессов в обществе, целостное представление о его структуре и функциях социальных институтов, применения в исследовательской и прикладной деятельности современных математических методов. Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов стремления к креативному, комплексно-аналитическому мышлению, овладения навыками самостоятельного творческого анализа и синтеза современных социальных явлений и процессов, умения прогнозировать и моделировать их развитие в социуме, развивает способность и умение объективно и аргументировано оценивать и эффективно решать назревшие проблемы социальной практики.
2. Цель изучения учебной дисциплины «Социология» состоит в том, чтобы дать теоретические знания о специфике генезиса различных общественных институтов и структур, сформировать у студентов целостное представление о процессах происходящих в общественной жизни в стране и в мире; сформировать умение практического использования математических методов в социологических исследованиях, а также сформировать навыки по получению и обработке данных, полученных в ходе социологических исследований.
3.Задачи дисциплины:
- дать определения основными понятиями раскрыть содержание таких социологических категорий как «общество», «социальное», «личность», «социальная общность», «социальный институт», «социальная стратификация» и др.;
- познакомить студентов с социальной структурой общества, современными общественными проблемами, перспективами и тенденциями социального развития;
- дать представление о различных научных подходах в описании и определении предмета социологии и основных структурных характеристик общества;
- научить студентов использовать математические методы в решении практических социологических задач;
- сформировать у студентов умения и навыки применения различных социологических методов в научной учебной работе и профессиональной деятельности.
4.Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия.
Дисциплина «Социология» имеет логическую связь с другими дисциплинами базовой и вариативной части программы подготовки по направлению «Прикладная математика и информатика». Для эффективного ее освоения в профессиональном ракурсе студентам необходима система входных знаний, касающихся основных философских вопросов о социальной действительности, а также базовые знания по экономике истории, информатике и математике, которые они получают при изучении курсов «Философия», «Экономика», «История», а также по профессиональным дисциплинам «Теория вероятности и математическая статистика», «Статистические методы анализа данных», «Базы данных».
Полученные в процессе обучения знания и навыки могут быть использованы при выполнении курсовых и выпускной квалификационной работы.
5.Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с требуемыми компетенциями выпускников.
Универсальные компетенции:
Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации (УК-1.Б).
Способность использовать современные информационно-коммуникационные технологии в академической и профессиональной сферах (УК-13.Б).
Профессиональные компетенции:
Способность понимать и применять в научно-исследовательской деятельности современный математический аппарат (ПК-2.Б).
Способность формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, профессиональных и этических позиций (ПК-6.Б).
Знать:
- объект и предмет социологии, различные точки зрения по этому вопросу;
- основные этапы и закономерности общественного развития, типы и виды обществ, типологию социальных общностей и социальных групп;
- базовый набор социологических понятий и терминов; основные социологические концепции;
- ориентироваться в проблематике отраслевых, прикладных областей социологий;
- понимать взаимосвязь теоретического и эмпирического социологического знания;
- иметь представление о важнейших социальных институтах процессах и регуляторах;
- основные способы социального взаимодействия людей в обществе в целом и в отдельных социальных группах;
- количественные и качественные методы сбора первичной социологической информации;
- способы и приемы поиска, сбора и получения актуальной социологической информации;
- алгоритм подготовки и проведения сбора социологических данных;
- основные коммуникативные модели и теории массовой коммуникации.
Уметь:
- анализировать социальные факты и процессы;
- выделять социальные типы личности, социальные роли и статусы;
- анализировать причины и последствия социальных и групповых конфликтов;
- использовать математические методы для анализа данных социологических исследований;
- использовать социологический инструментарий в учебной, научной и профессиональной деятельности;
- организовывать межличностные и групповые коммуникации в социальной сфере.
Владеть:
- навыками подготовки аналитических материалов по социально значимым проблемам с использованием социологических данных;
- навыками анализа функций и дисфункций социальных институтов и организаций;
- навыками подготовки и проведения социологических исследований для оценки состояния экономической, политической и социальной среды;
- навыками компьютерной обработки социологических данных;
- навыками эффективной социальной коммуникации.
6.Содержательная часть курса.Учебный курс "Социология" содержит четыре модуля, каждый из которых сопровождается кратким методическим материалом, знакомство с которым в значительной степени поможет студентам овладеть курсом, а также углубит понимание изучаемых им проблем. Курс изучается на третьем году обучения. Логика и структура изучения дисциплины предполагает рассмотрение теоретико-методологических основ социологии как системной социоэтальной науки об обществе, проблем интерактивных взаимоотношений в социуме, его институциональных структур, социальных групп и личности, социальных взаимосвязей и социальных процессов. Изучение данных структурных элементов социологической науки тесно взаимоувязано с проблемами экономической, политической, психологической и другой теории и практики.
6.1.Лекционная и практическая части курса «Социология» на каждой специальности должны читаться с учетом их специфики. Целью лекционных занятий является формирования у студентов стройной, логической системы научных знаний по дисциплине и требует их высокого теоретического и научно-методологического уровня, должны носить проблемный и дискуссионный характер, раскрывать актуальные вопросы современной социологической мысли, увязывать вопросы социологической теории с практикой будущей деятельности специалистов как технического, так и гуманитарного профиля.
6.2.На семинарских занятиях, которые проводятся по основным и наиболее сложным проблемам социологической теории и практики, преподаватель должен стремиться закрепить знания, полученные студентами в ходе лекций и самостоятельной подготовки. Особое внимание при этом необходимо обращать на развитие у студентов умений и навыком связи социологических знаний с будущей их практической деятельностью. Семинар предполагает творческие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение докладов, фиксированные выступления, письменные контрольные работы. Проведение семинаров призвано выявить индивидуальный рейтинг студентов по усвоению лекционного материала. Отсутствующие на семинаре обязаны ликвидировать задолженность в определенной форме, которой может быть письменная работа (реферат) по пропущенной студентом теме с последующей его защитой, либо индивидуальная беседа с преподавателем.
6.3.Целью самостоятельной работы студентов является закрепление и углубление полученных знаний и умений, подготовку к предстоящим занятиям доработку конспектов лекций и подготовку к сдаче экзамена. Преподаватель обязан направлять самостоятельную работу студентов в русло творческого анализа и обретения ясности по проблемам изучаемой дисциплины.
6.4.Консультации проводятся, как правило, по проблемам подготовки к сдаче экзамена, в качестве отдельных консультационных занятий, который может носить как групповой так и индивидуальный характер.
6.5.Контроль учебного процесса образовательной подготовки студентов включает: контрольные замеры (тестирование), межсессионные аттестации, экзамен, где преподаватель персонально проверяет качество освоения учебного материала и степень достижения учебных целей по дисциплине. Ряд наиболее актуальных социологических проблем, в особенности прикладного характера, целесообразно включить в программу проведения спецкурсов, самостоятельных научных работ студентов.
7.Формат обучения –очная форма обучения с применением технологий ДОТ.
Рабочая программа разработана в 2021 году:
1.Кандидатом политических наук, старшим преподавателем кафедры управления Бунецким Л.Л.