Описание:Курс «Английский язык делового общения» предназначен для студентов четвертого курса факультета иностранных языков и регионоведения, обучающихся по специальности «Регионоведение». Он является одним из центральных практических курсов по английскому языку, изучаемых всеми студентами отделения региональных исследований и международных отношений. В курсе предусмотрено обобщение знаний, умений и навыков, полученных студентами за три года обучения английскому языку по всем языковым аспектам (фонетика, морфология и синтаксис, лексика, стилистика) в рамках формирования коммуникативной компетенции студентов в области делового английского языка как языка для специальных целей (LSP). Курс также опирается на знания студентов по экономике и бизнесу, которые они получают в рамках параллельно читаемого им лекционного курса «Экономика и экономическая география», а также на фоновые знания студентов о современной экономической жизни России и региона их специализации в сопоставлении с другими регионами. Курс рассчитан на 144 академических часа, и изучается в течение двух семестров семестра учебного года (2 академических часа в неделю). Необходимость изучения курса «Английский язык делового общения» обусловлена, во-первых, возрастающей ролью, которую играет деловая коммуникация в современной жизни. Во-вторых, с точки зрения лингвистики язык делового общения представляет собой один из видов английского языка для специальных целей. Его фонетические, грамматические, лексические и стилистические особенности позволяют студентам, получающим углубленную подготовку по иностранному языку, лучше понять функциональные особенности LSP вообще, а также выработать необходимые практические языковые навыки и коммуникативные умения использования LSP, которые требуются специалистам в регионоведении. В-третьих, значение английского языка как средства международного общения с деловыми партнерами из разных стран придает особую важность изучению именно английского языка делового общения, независимо от региона специализации студента. Наконец, в подготовке специалистов в региональных исследованиях с углубленным знанием иностранного языка существенную роль играет развитие социолингвистической компетенции, что успешно достигается при изучении английского языка деловой коммуникации. Принципы построения данного курса ориентируются на подготовку специалистов с такими навыками в деловом английском языке, которые, с одной стороны, помогли бы им в их дальнейшей научной и исследовательской работе, а с другой – отвечали бы требованиям их будущих работодателей. При построении занятий в данном курсе учитываются следующие аспекты: - культурные и экономические особенности наполнения смыслом отдельных понятий бизнеса и экономики в англоговорящих странах и России; - приемлемость определенной части терминологии в экономических системах различных стран в зависимости от особенностей их политического, социального и культурного уклада; - сложности перевода большинства английских терминов деловой коммуникации на русский язык и различное толкование английского и соответствующего русском термина, возникшего путем заимствования при транскрипции или транслитерации; - отсутствие у студентов специальных экономических знаний и практического опыта работы в деловой сфере. На семинарах студенты получают возможность обобщить и применить на практике знания, умения и навыки, полученные ими в курсах «Практика письменной речи», «Английский язык для профессиональных целей», других языковых и лингвострановедческих курсах, а также расширить свои знания в области экономики и бизнеса. Большое внимание в курсе уделяется культурным особенностям деловой сферы в разных странах. Таким образом, курс делового английского языка становится связующим звеном между изучением студентами всего комплекса дисциплин, связанных с иностранным языком, и профессиональным контекстом его использования. При таком построении курса основным материалом становятся не только существующие аутентичные учебные пособия и лексикографические источники, но и материалы международных средств массовой информации и современные фильмы (наряду с их литературными первоисточниками), тематически пересекающиеся с разрабатываемыми в курсе темами. Широта привлекаемого к изучению материала позволяет студентам не только познакомится с особенностями деловой коммуникации в иноязычной культуре, но и на их фоне увидеть особенности родной культуры. При этом студенты получают возможность не только сопоставить различные подходы, но и критической оценить особенности бизнеса в своей и иноязычной культуре. В аудитории на занятиях обсуждается применимость принципов той или иной экономической и бизнес-культуры в реальных условиях жизни в России и регионе специализации студентов. Такой подход обеспечивает подготовку студентов, будущих специалистов в регионоведении, в области межкультурной коммуникации, что позволит им в реальных ситуациях общения избежать ошибок и чувствовать себя более уверенно. Кроме того, расширяя свой словарный запас и отрабатывая отдельные грамматические явления, студенты расширяют свой кругозор и готовятся к реальным условиям функционирования английского языка как средства межкультурного общения в деловом мире. Цель курса К четвертому курсу студенты уже приближаются к владению иностранным языком на высоком уровне С1/С2 в европейской классификации (‘proficiency’). Курс английского языка делового общения должен систематизировать знания студентов в применении к практическому использованию английского языка как LSP. По окончании курса «Английский язык делового общения» по всем четырем видам речевой деятельности студенты приобретают следующие умения: – понимать содержание больших по объему устных и письменных текстов, тематически связанных с экономикой и деловой активностью; – спонтанно говорить в темпе, характерном для носителей языка в данной речевой ситуации, не испытывая трудностей с выбором языковых средств и подчеркивая различные оттенки значений в различных ситуациях общения; – гибко использовать языковые средства для общения в научной и профессиональной деятельности, связанной с бизнесом; – создавать точное, детальное, хорошо стилистически конструированное устное или письменное сообщение на любую тему из области деловой коммуникации, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и объединения его элементов, а также способов поддержания устной беседы в различных условиях; – создавать письменные тексты на английском языке, наиболее распространенные в документообороте предприятия (резюме, заявление о приеме на работу, деловая корреспонденция и т.д.); – реферировать и самостоятельно составлять связные тексты экономической тематики с опорой на различные устные и письменные источники. Развитие отмеченных навыков и умений должно охватывать все важные сферы деловой коммуникации: деловые встречи, переговоры, страхование, деловая переписка, финансы, структурная организация компаний, банковские операции, реклама, разговор по телефону и т.д. Задачи курса 1. Обучение студентов чтению экономической литературы (научной и общественно-политической тематики) и деловой документации на английском языке. 2. Развитие навыков реферирования и аннотирования текстов деловой коммуникации. 3. Совершенствование навыков прагмалингвистически ориентированной работы студентов с экономическими текстами – расширение словарного запаса (путем усвоения новых слов и изучения особенностей контекстуального функционирования уже известных лексических единиц) и изучение средств коммуникативно-ориентированной грамматики, обеспечивающих идиоматически правильное построение речи. 4. Развитие навыков устной речи в сфере деловой коммуникации в различных ситуациях общения. 5. Усвоение особенностей функционирования известных студентам грамматических явлений в экономических текстах, включая их стилистически маркированные разновидности. Тематическое содержание занятий 1 Economics and Economy: The three sectors of the economy; Macroeconomics and microeconomics; Corporate government; Company structure. 2 The Human Dimension: Management and its styles; Management and cultural diversity; Employment and Recruitment; Work and motivation; Labour relations; Business ethics. 3 Production: Products; Quality (TQM, JIT); Quality standards; Quality and people. 4 Marketing: Marketing mix (The four P’s: product, price, place, promotion) and four C’s (customer solution, customer cost, convenience for customers, communication with customers); Brands and branding; Advertising; Promotional tools. 5 Company Finance: Accounting and financial statements; Profit and loss account and balance sheet; Cash-flow statement; Investment ratios; Shareholder value; Accounting standards. 6 Banking and Stocks: Banks, their types and functions; Stocks and shares; Bonds; Futures and derivatives. 7 Market Economy: Market structure and competition; Takeovers, mergers and buyouts; Efficiency and employment; The role of government. 8 Money and Monetary Policy: Central banking, money and taxation; Exchange rates; The business cycle. 9 The Global Economy: Global forces; Investment and debt; International trade; Keynesiamsm and monetarism; Economics and ecology.