Описание:История искусства давно перестала ограничиваться фокусом на истории творчества отдельных авторов, стилей или эпох, и необходимо включает в себя историю художественной жизни, т.е. того культурно-исторического и художественно-эстетического контекста, который подчас в решительной степени обусловливает облик индивидуального творчества, художественных направлений и целых эпох. В этом смысле для истории самого изобразительного искусства, а не только его рецепции, экспозиционная, и, шире, репрезентативная функция играла ключевую роль еще намного раньше, чем появился феномен публичной выставки. Сегодня кураторская практика во многом артикулирует процесс развития современного искусства, не просто обобщая его опыт, как это было в XIX столетии, но именно формируя его. В рамках курса рассматривается эволюция репрезентации художественного творчества от формирования первых собраний, «кабинетов редкостей» и возникновения «культуры любопытства», через образование первых публичных музеев, а затем галерей, вплоть до кураторских направлений последних десятилетий с акцентом на наиболее значимых проектах. Особое место в курсе уделяется взаимосвязи между художественным процессом и экспозиционными стратегиями, осуществляемыми меценатами, государственной властью, дилерами и самими художниками. Так, в рамках разговора об экспозиционных стратегиях современного искусства специально оговариваются такие явления, как «белый куб», институциональная критика, транснациональные биеннале, реэнактмент, и др., в их связи с концептуальным и постконцептуальным искусством. Кроме того, в объем курса входит рассмотрение не только концепций отдельных выставок и экспозиционных явлений, но и дизайна экспозиции. В целом, в ракурсе экспозиционной практики дисциплина позволяет по-новому взглянуть на развитие искусства Нового и Новейшего времени и на изменение специфики его социального функционирования.