Описание:Курс посвящен суммированию онтологических проблем социальной философии. Рассматривается противоборство номинализма и реализма в попытках создать всеобъемлющую "картину" общества. Описывается эволюция попыток найти краеугольный камень общественного бытия. Исследуются предпосылки становления "гомогенизированной" онтологии древних греков и ее место в мировой истории. В частности, прослеживается значение греко-римской общины родов и богов как альтернативы древним теократиям. Обсуждается гипотеза срединного мира, ее значение для попыток обнаружить форпост социальной реальности. Раскрывается феномен обществ завета и их реванш в системах договорной социальности. Проблематизируется роль договора (контракта) в процессе редукции бытия к признанию ("шоу") и обмену ("рынок"). Анализируется, почему коммуникация и производство явились способами трансформации человеческого присутствия в тавтологию и парадокс. Сопоставляется статус объекта-вещи и объекта-отношения в кастинге фигур реального. Проясняется взаимосвязь обмена, отрицания и концептуализации при капитализме. Обозначается несовпадение фетишистских и реификационных пониманий бытийственных форм. Критика фетишизма породила семиомарксизм (Маркс+Сартр+Барт+Бодрийяр), критика реификации - теорию гибридов (Дюргейм, Мосс, Леви-Стросс, акторно-сетевая теория). Противоборство обозначенных подходов позволяет картографировать современную социальную онтологию, что и составляет одну из главных задач настоящего курса.