Описание:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(КУРС ЛЕКЦИЙ)
Современные проблемы психофизики
(Наименование дисциплины на русском языке)
Modern problems of Psychophysics
(Наименование дисциплины на английском языке)
Специальность: Клиническая психология 030401
Специализация. : Клиническая психофизиология 030401 - 02
Общая трудоемкость дисциплины составляет
2 зачетных единицы, 64 академических часа
Квалификация выпускника
СПЕЦИАЛИСТ
Очная форма обучения
Продолжительность обучения – 6 лет
Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого МГУ имени М.В. Ломоносова
г. Москва
2012
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОФИЗИКИ
(Название учебной дисциплины НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ)
MODERN PROBLEMS OF PSYCHOPHYSICS
(Название учебной дисциплины НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ)
Ключевые слова на РУССКОМ языке:
Классические и современные методы психофизики, измерение порогов, шкалирование, метод вынужденного выбора, теория обнаружения сигналов, многомерное шкалирование, модели обнаружения в сенсорных системах, чувствительность, функция контрастной чувствительности
________________________________________________________________________
Ключевые слова на АНГЛИЙСКОМ языке:
Classical and modern methods of Psychophysics, threshold measurements, scaling methods, the forced choice method, the signal detection theory, multidimensional scaling, models of detection in sensory systems, sensitivity, contrast sensitivity function
Цели учебной дисциплины формирование у учащихся знаний о предмете психофизики, ее задачах, методах, об исследованиях в области психологии и психофизиологии, проведенных методами психофизики, основных проблемах современной психофизики.
Задачи учебной дисциплины в результате изучения дисциплины студент должен знать: методы и методики, используемые в психологии и психофизиологии, экспериментальные исследования, проведенные с использованием современных методов психофизики, проблемы изменения сенсорных процессов, возможности использования методов и методик, используемых в психологии и психофизиологии в среде виртуальной реальности.
Краткое описание программы учебной дисциплины на русском языке
Предмет и задачи психофизики. История развития представлений о протекании сенсорных процессов. Психофизическая проблема. Классические и современные методы исследования психофизики. Психофизика зрительного восприятия. Экспериментальные данные в психологии и психофизиологии, проведенные посредством психофизических методов. Основные проблемы психофизики и перспективы ее будущего развития.
Краткое описание программы учебной дисциплины на английском языке
Object and goals of Psychophysics. History of Psychophysics as the development of ideas about sensory processing. Psychophysical problem. Classical and modern psychophysical methods. Psychophysis of visual perception. The experimental data in psychology and psychophysiology, carried out with the help of psychophysical methods. The main problems of Psychophysics and the perspectives of its future development.
Сравнительный анализ предлагаемой рабочей программы учебной дисциплины с: 1) аналогичными программами Государственного образовательного стандарта второго поколения; 2) программами по данной дисциплине Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения; 3) программами, реализуемыми в ведущих зарубежных университетах.
1) По сравнению с аналогичными программами Государственного образовательного
стандарта второго поколения настоящая программа отличается по следующим характеристикам:
1а) В предлагаемую программу включены современные данные в области психофизиологии и науках о мозге, полученные при использовании новых технологий. Предполагается, что эти знания будут использоваться студентами для использования в своих исследованиях новейшего уникального оборудования, закупленного по программе развития МГУ. Для эффективного использования оборудования виртуальной реальности, а также технологии регистрации движения глаз составлен курс, состоящий из теоретических занятий, семинарских занятий по обсуждению теоретического материала, а также практических занятий по использованию знаний о психофизических методах исследований на оборудовании, закупленном по программе развития МГУ.
1б) в лекционный курс включены лекции о базовых принципах устройства технологии виртуальной реальности и технологии регистрации движения глаз.
1в) в программу введены практические занятия по работе с системами виртуальной реальности CAVE и HMD, а также с системами регистрации движения глаз.
2) По сравнению с программами по данной дисциплине Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения настоящая программа отличается по следующим характеристикам:
2а) в предлагаемую программу включены новые разделы «Использование психофизических методов в системах виртуальной реальности CAVE и HMD» и «Психофизические методы в системах регистрации движения глаз».
2б) характерной особенностью предлагаемого курса является междисциплинарная направленность: в формировании курса и его проведении принимают активное участие сотрудники факультета ВМиК МГУ.
3) На основе анализа программ, реализуемых ведущими зарубежными университетами, University of Florida (США), University of Sheffield (UK), Stanford University (UK), The University of Texas (US), Regensburg University (Германия), University of Illinois (US), , University of Manchester (US) и др., настоящая программа отличается по следующим характеристикам:
3а) Курсы, посвященные изучению методов психофизики ограничиваются обсуждением классических методов измерения ощущений. В них уделяется мало внимания на особенности современных исследований, требующих развития новых методик измерения сенсорных процессов.
3б) Предложенный нами курс совмещает в себе как получение знаний о классических методах психофизики, так и психофизических методиках, которые возможно использовать в системах новых технологий, закупленных по программе развития МГУ. Этот курс способствует эффективному использованию полученных знаний в дальнейших научных исследованиях.
3в) По сравнению с курсом «Psychophysics» в зарубежных университетах вводятся новые разделы, посвященные современным исследованиям в изучении когнитивных процессов – зрительному восприятию, вниманию, памяти, а также в прикладных областях психологии
3в) В курс введены материалы экспериментальных данных, полученных сотрудниками факультета психологии МГУ за последние несколько лет с применением новейших технологий.
I. Место дисциплины в учебном плане
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы и
64 академических часа в соответствии с учебным планом в 8 семестре.
Название дисциплины Трудоемкость в зачетных единицах Распреде-ление по семестрам Объем учебной нагрузки а ак.часах,
1 а.ч.=45 м.
Общая трудоемкость
В том числе ауд.часов Самостоятельная работа студентов
Экзамен Зачет Общая ауд.
нагрузка Лекций Лабораторных занятий Семинаров
Современные проблемы психофизики
2
8
64 32 16 8 8 32
II. Структура и содержание лекционных занятий
2.1. ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
№
п/п
Название тем Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
1. Предмет и задачи психофизики. Психофизическая проблема. Контрольные работы (вопросы)
2. Классическая психофизика Фехнера. Методы измерения порогов. Закон Фехнера. Контрольные работы (вопросы)
3. Психофизика Стивенса. Шкалирование. Методы шкалирования. Закон Стивенса. Контрольные работы (вопросы)
4. Теория обнаружения сигналов. Метод «Да-Нет», 2АВВ, оценки уверенности. Кривая РХП. Контрольные работы (вопросы)
5. Экспериментальные данные, полученные с применением психофизических методов. Контрольные работы (вопросы)
6. Психофизический оператор.
Контрольные работы (вопросы)
7. Синус-решетка, ее контраст, пространственная и временная частота. Функция контрастной чувствительности. Контрольные работы (вопросы)
8. Психофизические методы идентификации функции контрастной чувствительности. Контрольные работы (вопросы)
9. Зависимость функции контрастной чувствительности от физических и психологических параметров. Контрольные работы (вопросы)
10. Понятие психофизического канала. Контрольные работы (вопросы)
11. Психофизические методы нахождения ФКЧ канала. Методы пространственной суммации, маскировки, избирательной адаптации. Контрольные работы (вопросы)
12. Современные модели процесса обнаружения. Контрольные работы (вопросы)
13. Возможность применения современных методов психофизики в системах новейших технологий. Системы виртуальной реальности. Контрольные работы (вопросы)
14. Возможность применения современных методов психофизики в системах новейших технологий. Системы регистрации движения глаз. Контрольные работы (вопросы)
15. Исследования, проведенные на факультете психологии МГУ с использованием оборудования, закупленного по программе развития МГУ. Контрольные работы (вопросы)
16. Перспективы применения психофизических методов в психологических и психофизиологических исследованиях. Контрольные работы (вопросы)
2.2. СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
2.2.1. Лекция 1.
Тема «Предмет и задачи психофизики. Психофизическая проблема».
План лекции.
1. Предмет и задачи психофизики. Развитие научных представлений о возникновении ощущений. Проблема измерения ощущений.
2. Психофизическая проблема. История развития вопроса от древнего Египта и древней Греции до эпохи становления психологии как научной дисциплины.
3. Принципы психофизического взаимодействия и параллелизма.
2.2.1.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Предмет и задачи психофизики. Проблема измерения ощущений.
Психофизическая проблема. История развития проблемы от древнего Египта до наших дней. Принципы психофизического взаимодействия и параллелизма.
Object and tasks of Psychophysics. The problem of sensation measurements. The Psychophysical problem. The history of the problem development from ancient Egypt to the present day. The principles of psychophysical interaction and parallelism.
2.2.1.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 1:
o Вопросы.
1. Проблема измерения ощущений.
2. Психофизическая проблема и ее решение в теоретических подходах к изучению психических процессов.
3. Нейрофизиологические открытия и технологии, повлиявшие на представления о взаимодействии души и тела.
2.2.1.3. Для текущего контроля по теме лекции 1 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Проблема измерения ощущений.
2. Психофизическая проблема и ее решение в теоретических подходах к изучению психических процессов.
3. Нейрофизиологические открытия и технологии, повлиявшие на представления о взаимодействии души и тела.
2.2.1.4. Литература по теме лекции 1 (на русском и иностранном языках):
1. Основная литература:
1. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М.. 1976
2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.
3. Брушлинский А. В. О субъекте психологии. – М., 1995
4. Гиппенрейн Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 2002
Дополнительная литература:
1. Sensory system's ability to detect the stimulus http://www.shadmehrlab.org
Courses/physfound_files/wang_1.pdf .
2. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. - СПб.: Питер, 2003.
2.2.2. Лекция 2.
Тема «Классическая психофизика Фехнера. Методы измерения порогов. Закон Фехнера».
План лекции.
1. Концепция дискретного характера шкалы ощущений. Понятие порога. Абсолютные, разностные и дифференциальные пороги. Закон Вебера-Фехнера.
2. Методы измерения порогов: методы границ, установки и постоянных раздражителей.
3. Постулаты Фехнера о процессе возникновения ощущения. Закон Фехнера. Процедура его вывода.
2.2.2.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Дискретный характер шкалы ощущений Понятие порога. Виды порогов. Методы измерения порогов: метод границ, метод установки, метод констант. Закон Фехнера.
The discrete nature of the sensation scale. The threshold Concept. Types of thresholds. Methods of threshold measurements: method of limits, method of adjustment, method of constant stimuli. Fechner’s Law.
2.2.2.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 2:
o вопросы.
1. Концепция дискретности возникновения ощущений: достоинства и недостатки.
2. Анализ методов измерения порогов: методы границ, установки и постоянных раздражителей. Преимущества и недостатки каждого метода.
3. Процедура вывода закона Фехнера.
2.2.2.3. Для текущего контроля по теме лекции 2 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Понятие порога. Абсолютные, разностные и дифференциальные пороги. Закон Вебера-Фехнера.
2. Анализ методов измерения порогов: методы границ, установки и постоянных раздражителей. Преимущества и недостатки каждого метода.
3. Процедура вывода закона Фехнера.
2.2.5. Литература по теме лекции 2 (на русском и иностранном языках):
2. Основная литература:
1. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М.. 1976
2. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. - СПб.: Питер, 2003.
3. Гусев А.Н., Михалевская М.Б., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии. М., 2005.
o Дополнительная литература:
1. Methods of threshold measurements // http://depts.washington.edu/sphsc461/psychophysics/psychophysical%20methods.pdf
2. Methods of threshold measurements // http://www.bilawchuk.com/mark/history.html
2.2.3. Лекция 3.
Тема «Психофизика Стивенса. Шкалирование. Методы шкалирования. Закон Стивенса».
План лекции.
1. Концепция непрерывного характера шкалы ощущений.
2. Понятие шкалы. Типы шкал, их отличительные черты.
3. Методы прямого шкалирования: методы оценки отношений и оценки величины, установления отношений, установления величины. Метод кроссмодальных сравнений.
4. Критика постулатов Фехнера. Закон Стивенса. Процедура его вывода.
2.2.3.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Понятие шкалы. Типы шкал, их отличительные черты. Методы прямого шкалирования. Метод кроссмодальных сравнений. Критика постулатов Фехнера. Закон Стивенса.
Concept of scaling. Types of scales, their distinctive features. Methods of direct scaling. Cross-modal matching. Criticism of Fechner’s postulates. Stevens Law.
2.2.3.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 3:
o вопросы.
1. Вывод закона Стивенса.
2. Анализ методов шкалирования ощущений. Особенности метода кроссмодальных сравнений.
3. Сравнительный анализ постулатов Фехнера и Стивенса для вывода психофизического закона.
2.2.3.3. Для текущего контроля по теме лекции 3 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Понятие шкалы. Типы шкал, их отличительные черты.
2. Метод кроссмодальных сравнений. Теоретические предсказания и экспериментальные результаты.
3. Процедура вывода закона Стивенса.
2.2.3.4. Литература по теме лекции 3 (на русском и иностранном языках):
3. Основная литература:
1. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М.. 1976
2. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. - СПб.: Питер, 2003.
3. Гусев А.Н., Михалевская М.Б., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии. М., 2005.
o Дополнительная литература:
1. Psychophysical scaling //
http://www.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev.ps.39.020188.001125
2. Psychophysical scaling// http:
psych.colorado.edu/~lharvey/P4165/P4165_2004_Fall/2004_Fall_pdf/P4165_Scaling
2.2.4. Лекция 4.
Тема «Теория обнаружения сигналов. Метод «Да-Нет», 2АВВ, оценки уверенности. Кривая РХП».
План лекций.
1. Концепция непрерывного характера шкалы ощущений.
2. Основные положения ТОС: сигнал, шум, вероятность обнаружения сигнала, критерий наблюдателя, платежная матрица.
3. Кривая РХП (Рабочая характеристика приемника). Анализ РХП как метод исследования сенсорного звена.
4. Методы “Да-Нет”, двухальтернотивного вынужденного выблра (2АВВ), оценки уверенности
2.2.4.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Концепция непрерывного характера шкалы ощущений. Теория обнаружения сигнала. Понятия «сигнал-шум», вероятность обнаружения сигнала, критерий наблюдателя. Кривые рабочей характеристики приемника (РХП).
The continuous nature of the sensation scale. Signal detection theory. The concepts «signal-to-noise», signal detection probability, the observer’s criterion. Receiver Operating Characteristic (ROC) curves.
2.2.4.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 4:
o вопросы.
1. Значение теории обнаружения сигналов на представления о сенсорных процессах.
2. Математические модели процесса обнаружения.
3. Сравнительный анализ методов “Да-Нет”, двухальтернотивного вынужденного выблра (2АВВ), оценки уверенности
2.2.4.3. Для текущего контроля по теме лекции 4 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Основные положения ТОС: сигнал, шум, вероятность обнаружения сигнала, критерий наблюдателя, платежная матрица.
2. Значение кривой РХП (Рабочая характеристика приемника) для описания процесса обнаружения.
3. Основные характеристики методов “Да-Нет”, двухальтернотивного вынужденного выблра (2АВВ), оценки уверенности
2.2.4.5. Литература по теме лекции 4 (на русском и иностранном языках):
4. Основная литература:
1. Хрестоматия по общей психологии. Вып. 111. Субъект познания. М., 1998
2. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. - СПб.: Питер, 2003.
3. Гусев А.Н., Михалевская М.Б., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии. М., 2005.
o Дополнительная литература:
Ehrenstein, W.H. and Ehrenstein, A. (1999) Psychophysical methods. In Windhorst, U. and Johansson, H. (eds), Modern Techniques in Neuroscience Research, Springer Verlag, Berlin, pp. 1211-1241.
2.2.5. Лекция 5.
Тема «Экспериментальные данные, полученные с применением психофизических методов».
План лекции.
1. Психофизические зависимости восприятия цвета, звука, запаха, полученные при помощи пороговых методов.
2. Шкалы бальных оценок в социальной психологии.
3. Измерения семантического дифференциала, шкалирование интеллекта.
4. Психологические шкалы оценки степени уверенности.
5. Психофизические методы оценки выраженности зрительных иллюзий.
2.2.5.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Психофизические зависимости восприятия цвета, звука, запаха, полученные при помощи пороговых методов. Шкалы бальных оценок в социальной психологии.
Психофизические методы оценки выраженности зрительных иллюзий.
Psychophysical functions of color, sound and smell perception, obtained with the help of threshold methods. The scale of the ballroom assessments in social psychology.
Psychophysical methods of assessment of the severity of visual illusion.
2.2.5.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 6:
o вопросы.
1. Исследования психофизических функций в различных модальностях.
2. Шкалы бальных оценок в социальной психологии.
3. Исследования, проведенные при помощи метода семантического дифференциала. Проблемы оценки степени уверенности.
4. Психофизические методы оценки выраженности зрительных иллюзий.
2.2.5.3. Для текущего контроля по теме лекции 6 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Исследования психофизических функций в различных модальностях.
2. Шкалы бальных оценок в социальной психологии.
3. Исследования, проведенные при помощи метода семантического дифференциала. Проблемы оценки степени уверенности.
4. Психофизические методы оценки выраженности зрительных иллюзий.
2.2.5.4. Литература по теме лекции 6 (на русском и иностранном языках):
5. Основная литература:
1. Guilford J.P. Psychometric methods N.-Y., Toronto, London: McGrow Hill, 1954.
2. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: 1997
3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия». 2006.
4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Введение в практическую социальную психологию - М.: , 1999.
5. Дополнительная литература:
1. Меньшикова Г.Я. Изучение восприятия светлоты поверхности при помощи технологии виртуальной реальности // «Национальный психологический журнал», N2 (8), 2012, c. 110-115
2.2.6. Лекция 6.
Тема «Психофизический оператор».
План лекции.
1. Понятие психофизического оператора.
2. Анализ феноменов зрительного восприятия, указывающих на необходимость введения этого понятия: одновременный и последовательный контраст, полосы Маха.
3. Линейный оператор. Теорема Фурье.
2.2.6.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Психофизический оператор. Феномены зрительного восприятия: одновременный и последовательный контраст, полосы Маха. Линейный оператор. Теорема Фурье.
Psychophysical operator. The phenomena of visual perception: simultaneous and consecutive contrast, Mach bands. Linear operator. Fourier theorem.
2.2.6.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 6:
o вопросы.
1. Психофизический оператор.
2. Анализ феноменов зрительного восприятия, указывающих на необходимость введения этого понятия: одновременный и последовательный контраст, полосы Маха.
3. Линейный оператор. Теорема Фурье.
2.2.6.3. Для текущего контроля по теме лекции 6 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Психофизический оператор.
2. Анализ феноменов зрительного восприятия, указывающих на необходимость введения этого понятия: одновременный и последовательный контраст, полосы Маха.
3. Линейный оператор. Теорема Фурье.
2.2.6.4. Литература по теме лекции 6 (на русском и иностранном языках):
6. Основная литература:
1. Логвиненко А.Д., Дубровский В.Е., Меньшикова Г.Я., Назаров А.И., Чернаков Г.Е. "Фурье-анализ зрительного восприятия". - М.: МГУ, 1982
2. Логвиненко А.Д. «Чувственные основы восприятия пространства» - М.: МГУ, 1985
Дополнительная литература:
1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» М. 1999 // С. Корен и др. «Анализ пространственной частоты»
2.2.7. Лекция 7.
Тема «Синус-решетка, ее контраст, пространственная и временная частота. Функция контрастной чувствительности (ФКЧ)».
План лекции.
1. Понятие синус-решетки. Синус-решетки как собственные функции психофизического оператора.
2. Контраст, пространственная и временная частота синус-решеток.
3. Функция контрастной чувствительности (ФКЧ).
2.2.7.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Понятие синус-решеток. Контраст, пространственная и временная частота синус-решеток. Функция контрастной чувствительности.
Sine grating patterns. Contrast, the spatial and temporal frequency of the sine grating patterns. Contrast sensitivity function.
2.2.7.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 7:
o вопросы.
1. Собственные функции психофизического оператора.
2. Измерения остроты зрения. ФКЧ как один из методов измерения остроты зрения.
3. Экспериментальные исследования функции контрастной чувствительности.
2.2.7.3. Для текущего контроля по теме лекции 7 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Понятие синус-решетки. Синус-решетки как собственные функции психофизического оператора.
2. Контраст, пространственная и временная частота синус-решеток.
3. Функция контрастной чувствительности (ФКЧ).
2.2.7.4. Литература по теме лекции 7 (на русском и иностранном языках):
7. Основная литература:
1. Логвиненко А.Д., Дубровский В.Е., Меньшикова Г.Я., Назаров А.И., Чернаков Г.Е. "Фурье-анализ зрительного восприятия". - М.: МГУ, 1982
2. Логвиненко А.Д. «Чувственные основы восприятия пространства» - М.: МГУ, 1985
o Дополнительная литература:
1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» М. 1999 // С. Корен и др. «Анализ пространственной частоты»
2.2.8. Лекция 8.
Тема «Психофизические методы идентификации функции контрастной чувствительности».
План лекции.
1. Возможности использования психофизических методов для оценки функции контрастной чувствительности.
2. Метод «вход-выход»
3. Метод подпороговой суммации
4. Метод изоконтрастных кривых
2.2.8.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Психофизические методы идентификации функции контрастной чувствительности. Метод «вход-выход» Метод подпороговой суммации Метод изоконтрастных кривых.
Psychophysical methods of identification of contrast sensitivity functions. The «input-output» method. Method of subthreshold summation. Method of izocontrast curves.
2.2.8.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 8:
o вопросы.
1. Психофизические методы для оценки функции контрастной чувствительности.
2. Процедура проведения измерения при помощи метода «вход-выход»
3. Процедура проведения измерения при помощи метода подпороговой суммации
4. Процедура проведения измерения при помощи метода изоконтрастных кривых
2.2.8.3. Для текущего контроля по теме лекции 8 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Психофизические методы для оценки функции контрастной чувствительности.
2. Процедура проведения измерения при помощи метода «вход-выход»
3. Процедура проведения измерения при помощи метода подпороговой суммации
4. Процедура проведения измерения при помощи метода изоконтрастных кривых
2.2.8.4. Литература по теме лекции 8 (на русском и иностранном языках):
8. Основная литература:
3. Логвиненко А.Д., Дубровский В.Е., Меньшикова Г.Я., Назаров А.И., Чернаков Г.Е. "Фурье-анализ зрительного восприятия". - М.: МГУ, 1982
4. Логвиненко А.Д. «Чувственные основы восприятия пространства» - М.: МГУ, 1985
o Дополнительная литература:
2. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» // С. Корен и др. «Анализ пространственной частоты», М. 1999
2.2.9. Лекция 9.
Тема «Зависимость функции контрастной чувствительности от физических и психологических параметров».
План лекции.
1. Зависимость ФКЧ от яркости фона, дистанции наблюдения, апертуры экрана, цвета стимуляции.
2. Изменение ФКЧ в онто- и филогенезе.
3. Оценка изменения ФКЧ при глазных заболеваниях.
2.2.9.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Зависимость ФКЧ от яркости фона, дистанции наблюдения, апертуры экрана, цвета стимуляции. Изменения ФКЧ при глазных заболеваниях.
The dependence of CSF function on background brightness, the viewing distance, the screen aperture, stimulus color. Changes of CSF function under eye diseases.
2.2.9.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 8:
o вопросы.
1. Исследования изменений ФКЧ от яркости фона, дистанции наблюдения, апертуры экрана, цвета стимуляции.
2. Измерения ФКЧ в онто- и филогенезе.
3. Оценка изменения ФКЧ при глазных заболеваниях.
2.2.9.3. Для текущего контроля по теме лекции 8 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. В Исследования изменений ФКЧ от яркости фона, дистанции наблюдения, апертуры экрана, цвета стимуляции.
2. Измерения ФКЧ в онто- и филогенезе.
3. Оценка изменения ФКЧ при глазных заболеваниях.
2.2.9.4. Литература по теме лекции 9 (на русском и иностранном языках):
9. Основная литература:
1. Логвиненко А.Д., Дубровский В.Е., Меньшикова Г.Я., Назаров А.И., Чернаков Г.Е. "Фурье-анализ зрительного восприятия". - М.: МГУ, 1982
2. Логвиненко А.Д. «Чувственные основы восприятия пространства» - М.: МГУ, 1985
o Дополнительная литература:
1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» М. 1999 // С. Корен и др. «Анализ пространственной частоты»
2.2.9. Лекция 10.
Тема «Понятие психофизического канала».
План лекции.
1. Понятие психофизического канала. Основные свойства канала.
2. Психофизические данные, подтверждающие наличие каналов в зрительной системе человека
3. Психофизиологические данные, подтверждающие наличие каналов в зрительной системе человека.
2.2.10.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Психофизические каналы в сенсорных системах. Основные свойства канала. Психофизические и психофизиологические данные, подтверждающие наличие каналов в зрительной системе человека.
Psychophysical channels of sensory systems. Basic properties of channels. Psychophysical and physiological data, confirming the existence of channels in human visual systems.
2.2.10.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 10:
o вопросы.
1. Психофизические каналы в зрительной системе человека. Основные свойства канала.
2. Психофизические эксперименты, выявляющие наличие каналов.
3. Психофизиологические эксперименты, выявляющие наличие каналов.
2.2.10.3. Для текущего контроля по теме лекции 10 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Психофизические каналы в зрительной системе человека. Основные свойства канала.
2. Психофизические эксперименты, выявляющие наличие каналов.
3. Психофизиологические эксперименты, выявляющие наличие каналов.
2.2.10.4. Литература по теме лекции 10 (на русском и иностранном языках):
10. Основная литература:
1. Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс - новые пути М.: МГУ, 2003
2. Логвиненко А.Д. «Чувственные основы восприятия пространства» - М.: МГУ, 1985
3. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение - М.: Наука, 1992.
o Дополнительная литература:
1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» М. 1999 // С. Корен и др. «Анализ пространственной частоты»
2.2.11. Лекция 11.
Тема «Психофизические методы нахождения ФКЧ канала».
План лекции.
1. Проблема нахождения функции контрастной чувствительности канала.
2. Метод пространственной суммации
3. Метод маскировки
4. Метод избирательной адаптации.
2.2.11.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Психофизические методы нахождения функции контрастной чувствительности канала. Метод пространственной суммации Метод маскировки Метод избирательной адаптации.
Psychophysical methods of the identification of channel’s contrast sensitivity function. Method of spatial summation. Masking method. Method of selective adaptation.
2.2.11.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 11:
o вопросы.
1. Функция контрастной чувствительности психофизического канала.
2. Процедура проведения исследования методом пространственной суммации
3. Процедура проведения исследования методом маскировки
4. Процедура проведения исследования методом избирательной адаптации.
2.2.11.3. Для текущего контроля по теме лекции 11 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Функция контрастной чувствительности психофизического канала.
2. Процедура проведения исследования методом пространственной суммации
3. Процедура проведения исследования методом маскировки
4. Процедура проведения исследования методом избирательной адаптации.
2.2.11.4. Литература по теме лекции 11 (на русском и иностранном языках):
Основная литература:
1. Логвиненко А.Д. «Чувственные основы восприятия пространства» - М.: МГУ, 1985
2. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение - М.: Наука, 1992.
o Дополнительная литература:
1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» М. 1999 // С. Корен и др. «Анализ пространственной частоты»
2.2.12. Лекция 12.
Тема «Современные модели процесса обнаружения».
План лекции.
1. Математические модели процесса обнаружения в сенсорных системах.
2. Многоканальные модели процесса обнаружения.
3. Одноканальные модели процесса обнаружения.
4. Экспериментальные данные тестирования типа модели.
2.2.12.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Математические модели процесса обнаружения в сенсорных системах. Многоканальные и одноканальные модели процесса обнаружения. Экспериментальные данные для тестирования типа модели.
Mathematical models of detection processing in sensory systems. Multichannel and single-channel models of detection processing. Experimental data to test the model type.
2.2.12.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 12:
o вопросы.
1. Основные свойства многоканальных моделей процесса обнаружения.
2. Основные свойства одноканальных моделей процесса обнаружения.
3. Математические модели процесса обнаружения в сенсорных системах.
4. Экспериментальные данные тестирования типа модели.
2.2.12.3. Для текущего контроля по теме лекции 12 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Основные свойства многоканальных моделей процесса обнаружения.
2. Основные свойства одноканальных моделей процесса обнаружения.
3. Экспериментальные данные тестирования типа модели.
4. Математические модели процесса обнаружения в сенсорных системах.
2.2.12.4. Литература по теме лекции 12 (на русском и иностранном языках):
Основная литература:
1. Логвиненко А.Д. «Чувственные основы восприятия пространства» - М.: МГУ, 1985
2. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение - М.: Наука, 1992.
o Дополнительная литература:
1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» М. 1999 // С. Корен и др. «Анализ пространственной частоты»
2.2.13. Лекция 13.
Тема «Возможность применения современных методов психофизики в системах новейших технологий. Системы виртуальной реальности».
План лекции.
1. Применение методов психофизики в системах виртуальной реальности.
2. Устройство системы виртуальной реальности CAVE. Аппаратные и программные составляющие системы.
3. Особенности интерфейса CAVE системы для регистрации ответов наблюдателя.
2.2.13.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Применение современных методов психофизики в системах виртуальной реальности. Устройство системы виртуальной реальности CAVE, ее аппаратные и программные составляющие. Особенности интерфейса CAVE системы для регистрации ответов наблюдателя.
Application of modern Psychophysics methods in virtual reality systems. The architecture of CAVE systems, hardware components and software components. User interface features of CAVE systems for the registration of observer answers.
2.2.13.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 13:
o вопросы.
1. Возможности применения методов психофизики в системах виртуальной реальности.
2. Устройство системы виртуальной реальности CAVE. Аппаратные и программные составляющие системы.
3. Особенности интерфейса CAVE системы для регистрации ответов наблюдателя.
2.2.13.3. Для текущего контроля по теме лекции 13 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Возможности применения методов психофизики в системах виртуальной реальности.
2. Устройство системы виртуальной реальности CAVE. Аппаратные и программные составляющие системы.
3. Особенности интерфейса CAVE системы для регистрации ответов наблюдателя.
2.2.13.4. Литература по теме лекции 13 (на русском и иностранном языках):
11. Основная литература:
1. Зинченко Ю.П., Меньшикова Г.Я., Баяковский Ю.М., Черноризов А.М., Войскунский А.Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы // «Национальный психологический журнал», N1(3), 2010, c. 54-62.
2. Королев С. Основы VIRTOOLS. Учебный курс для начинающих разработчиков http://goraknig.org/dizajn_grafika/?kniga=MTQwNjg2MQ
o Дополнительная литература:
1. http://www.3ds.com/products/3dvia/3dvia-virtools/
2.2.14. Лекция 14.
Тема «Возможность применения современных методов психофизики в системах новейших технологий. Системы регистрации движения глаз».
План лекции.
1. Применение методов психофизики в системах регистрации движения глаз.
2. Устройство системы регистрации движения глаз Hi Speed 1250 фирмы SMI.
3. Особенности интерфейса Experimental Suite для регистрации ответов наблюдателя.
2.2.14.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Применение современных методов психофизики в системах регистрации движения глаз. Устройство системы регистрации движения глаз, системы Experimental Suite 360, Be Gaze. Особенности интерфейса Experimental Suite для регистрации ответов наблюдателя.
Application of modern Psychophysics methods in eye tracking systems. The architecture of eye tracking systems, Experimental Suite 360 and Be Gaze systems. User interface features of Experimental Suite system for the registration of observer answers.
2.2.14.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 14:
o вопросы.
1. Возможности применения методов психофизики в системах регистрации движения глаз.
2. Система регистрации движения глаз Hi Speed 1250 фирмы SMI.
3. Особенности интерфейса Experimental Suite для регистрации ответов наблюдателя.
2.2.14.3. Для текущего контроля по теме лекции 14 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Возможности применения методов психофизики в системах регистрации движения глаз.
2. Система регистрации движения глаз Hi Speed 1250 фирмы SMI.
3. Особенности интерфейса Experimental Suite для регистрации ответов наблюдателя.
2.2.14.4. Литература по теме лекции 14 (на русском и иностранном языках):
Основная литература:
1. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М. Наука. 1965.
2. Демидов А.А., Жегало А.В. Оборудование SMI для регистрации движений глаз: тест-драйв // Экспериментальная психология, №1, 2008 – C. 149 - 159
Дополнительная литература:
1. Регистрация движения глаз http://www.oop- os.org/maket/part7/7_5.pdf
2.2.15. Лекция 15.
Тема «Исследования, проведенные на факультете психологии МГУ с использованием оборудования, закупленного по программе развития МГУ».
План лекции.
1. Оценка функциональных состояний методами психофизиологии с применением системы виртуальной реальности CAVE.
2. Измерение выраженности 3D зрительных иллюзий, созданных в среде виртуальной реальности.
3. Оценка стратегий чтения методами регистрации движения глаз.
2.2.15.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Системы виртуальной реальности CAVE и HMD для оценки функциональных состояний человека. Измерение выраженности 3D зрительных иллюзий, созданных в среде виртуальной реальности. Оценка стратегий чтения методами регистрации движения глаз.
CAVE and HMD virtual reality systems for estimation of the functional states. Estimations of the strength of 3D visual illusions, created in the virtual reality environment. Evaluation of the reading strategies with the help of eye tracking methods.
2.2.15.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 15:
o вопросы.
1. Эксперименты по оценке функциональных состояний методами психофизиологии с применением системы виртуальной реальности CAVE.
2. Эксперименты по оценке выраженности 3D зрительных иллюзий, созданных в среде виртуальной реальности.
3. Эксперименты по оценке стратегий чтения методами регистрации движения глаз.
2.2.15.3. Для текущего контроля по теме лекции 15 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Эксперименты по оценке функциональных состояний методами психофизиологии с применением системы виртуальной реальности CAVE.
2. Эксперименты по оценке выраженности 3D зрительных иллюзий, созданных в среде виртуальной реальности.
3. Эксперименты по оценке стратегий чтения методами регистрации движения глаз.
2.2.15.4. Литература по теме лекции 15 (на русском и иностранном языках):
Основная литература:
1. Зинченко Ю.П., Меньшикова Г.Я., Баяковский Ю.М., Черноризов А.М., Войскунский А.Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы // «Национальный психологический журнал», N1(3), 2010, c. 54-62.
2. Зинченко Ю.П., Меньшикова Г.Я., Баяковский Ю.М., Черноризов А.М., Войскунский А.Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы // «Национальный психологический журнал», N2 (4), 2010, c. 64-71.
3. Меньшикова Г.Я. Изучение восприятия светлоты поверхности при помощи технологии виртуальной реальности // «Национальный психологический журнал», N2 (8), 2012, c. 110-115
Дополнительная литература:
1. А.Е. Войскунский, Г.Я. Меньшикова О применении систем виртуальной реальности в психологии. Вестн. Моск. ун-та. Сер.XIV. "Психология", N1, 2008, c. 22-37.
2. http://www.3ds.com/products/3dvia/3dvia-virtools/
2.2.16. Лекция 16.
Тема «Перспективы применения психофизических методов в психологических и психофизиологических исследованиях».
План лекции.
1. Когнитивные процессы. Исследования восприятия, внимания и памяти психофизическими методами.
2. Возможности исследования психофизиологических процессов методами психофизики.
3. Актуальные задачи и перспективы развития психофизики.
2.2.16.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Когнитивные процессы. Исследования восприятия, внимания и памяти психофизическими методами. Исследования психофизиологических процессов методами психофизики. Актуальные задачи и перспективы развития психофизики.
Cognitive processes. Researches of perception, attention and memory with the help of psychophysical methods. Researches of psychophysiological processes by methods of Psychophysics. Actual problems and perspectives of Psychophysics development.
2.2.16.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 16:
o вопросы.
1. Экспериментальные исследования восприятия, внимания и памяти психофизическими методами.
2. Тестирование психофизиологических процессов методами психофизики.
3. Перспективы развития психофизики.
2.2.16.3. Для текущего контроля по теме лекции 16 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Экспериментальные исследования восприятия, внимания и памяти психофизическими методами.
2. Тестирование психофизиологических процессов методами психофизики.
3. Перспективы развития психофизики.
2.2.16.4. Литература по теме лекции 16 (на русском и иностранном языках):
Основная литература:
1. Психофизика сегодня /под ред. В.Н. Носуленко, И.Г. Скотниковой, Из-во «Институт психологии РАН», М. 2007.
2. Ehrenstein, W.H. and Ehrenstein, A. (1999) Psychophysical methods. In Windhorst, U. and Johansson, H. (eds), Modern Techniques in Neuroscience Research, Springer Verlag, Berlin, pp. 1211-1241.
3. Krantz J. "Experiencing Sensation and Perception." pp. 2.3-2.4, 2012.
Дополнительная литература:
1. http://www.virtools.com/solutions2/virtools-psp.asp