Описание:В курсе «Конфликтология» рассматриваются различные уровни применения понятия «конфликт»: философский, социологический, социально-политический, гносеологический (наука). Прослеживается история возникновения понятия «конфликт» и соотносимых с ним понятий «противоречие», «конкуренция», «напряженность», «кризис», «агрессия», «консенсус», «урегулирование», «насилие», «парадокс», «абсурд» и др.
Цель курса: ознакомление с современным пониманием конфликта, его места в системе знания на различных уровнях, с акцентированием внимания к теоретической разработке понятий и связанных с ними концепций. Студенты должны научиться выявлять, анализировать и делать рекомендации к урегулированию и разрешению конфликтов.
На философском уровне рассматриваются противоречивые категории в онтологии, этике, гносеологии, эстетике и их универсальный характер и значимость на примере философии Г.В.Ф. Гегеля. Разбирается применение гегелевской диалектики к анализу общества и его противоречий у К. Маркса. Далее осуществляется переход к социальной философии Г. Зиммеля и рассматривается его культурологический подход к анализу общества, теория обобществления и конфликтов. Представляются две противоположные концепции в понимании конфликтов: «консенсуальная» концепция Т. Парсонса, основывающаяся на теории ценностей, и «либеральная» концепция К. Дарендорфа, опирающаяся как на теорию классовых противоречий К. Маркса так и на критическую теорию открытого общества К. Поппера. Даются современные определения и интерпретации конфликтов: Дж. Гальтунга, Г. Крисманского, В. Линка, В. Бюля, Г.И. Козырева и др.
Выделяется и анализируется структурная составляющая конфликтов: предмет конфликта и его характеристики, участники конфликта и их характеристики. Далее выделяется и анализируется процессуальная составляющая конфликтов, их предотвращение и урегулирование. Рассматриваются различные уровни конфликтов от макро- до микроуровня (цивилизационный и внутриличностный конфликты). Проводятся пратические игровые занятия по урегулированию конфликтных ситуаций.