Корпоративное управление (в условиях глобализации и цифровизации)» по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения»38.03.04 - Государственное и муниципальное управлениеучебный курс
Описание:МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА».
Факультет глобальных процессов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Корпоративное управление (КУ) в условиях глобализации ицифровизации
Наименование дисциплины (модуля): Корпоративное управление (КУ)
Уровень высшего образования: бакалавр
Направление подготовки: по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения», 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление
Направленность (профиль) программы: - по выбору
Форма обучения: очная
Курс: четвертый
Автор - д.э.н., доц. Юдина Тамара Николаевна
Москва
2021
1. Цели и задачи дисциплины / модуля
Важным элементом профессиональной культуры специалиста в области международных отношений, государственного и муниципального управления служит умение логически мыслить, строго рассуждать с глобальных, государственных и/или муниципальных, корпоративных позиций, приводить доказательства, формулировать научные гипотезы, определять закономерности явлений, выдвигать проекты. Как учебный предмет «Корпоративное управление» (КУ) обладает огромным потенциалом для развития всех перечисленных умений. Корпоративное управление развивает логическое, экономико-управленческо-правовое мышление, способность к абстрагированию, а также такие качества мышления, как: объективность, гибкость, конструктивность, критичность и др. На современном этапе развития общества, когда увеличивается объем нормативно-правовой, экономико-институциональной, статистической и другой информации, экономико-право-управленческие методы и средства исследования корпораций становятся важным атрибутом общественных наук.
Как учебная дисциплина по выбору «Корпоративное управление» обладает значительным мировоззренческим потенциалом, предоставляет большие возможности для подготовки будущих специалистов - управленцев для корпораций, как государственных, так и коллективно-частных (акционерных обществ).
Целью дисциплины «Корпоративное управление» является формирование у студентов-бакалавров как будущих специалистов в этой области основ международных отношений, управленческой корпоративной культуры, которая является составляющей общечеловеческой культуры. Необходимо выработать у студентов знания и умения логически мыслить, оперировать с объектами, акторами корпорации, корректно употреблять управленческие корпоративные термины, язык, владеть определенным экономико-институционально-управленческо-правовым аппаратом, который позволяет осуществлять количественный и качественный анализ корпоративной информации, разработать модель и необходимый проект.
Задачи дисциплины «Корпоративное управление» заключаются в развитии у студентов современных форм логического, экономико-управленческого мышления, а также умения ставить, исследовать и решать сложные корпоративные задачи, возникающие в профессиональной практике. Курс построен из самых разнообразных составляющих КУ таким образом, чтобы в конечном итоге у студента-гуманитария сложилось целостное и правильное восприятие о корпорации как сложном экономико-правовом организме.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата
Данная дисциплина «Корпоративное управление» относится к разделу «гуманитарный цикл, управленческие науки» и является дисциплиной, вариативная часть. Преподается она в течение четвертого года обучения (в восьмом семестре). Для изучения дисциплины необходимы знания и умения по экономической теории и/или экономике, механизмам регулирования конфликта интересов и противодействия коррупции (конфликтологии).
В результате изучения данной дисциплины у обучающихся формируются следующие компетенции:
3. Общекультурные компетенции:
способность понимать и использовать основные закономерности экономико-управленческих дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы экономико-институционально-управленческо-правового анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-9).
4. Результаты освоения учебной дисциплины, вариативная часть, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих знаний, умений и владений, а также динамика формирования компетенций:
Таблица 1.
Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения
ОК-1, ОК-4 Знать:
историю развития корпорации как одного из хозяйственных объектов экономики, её роль и место в различных сферах человеческой деятельности;
- основные закономерности логики, главные понятия и методы экономико-управленческого анализа, экономической теории;
фундаментальные экономико-управленческие понятия;
специфику корпоративного языка;
экономико-математические методы сбора и обработки статистической корпоративной информации.
Уметь:
логически верно излагать теорию корпоративного управления, формулировать задачи и излагать их решение;
использовать изученные экономико-управленческие методы при решении задач по специальности;
классифицировать практические задачи по изученным разделам государственного и корпоративного управления;
правильно выбирать методы анализа для решения поставленной задачи;
-проводить количественный и качественный анализ полученной корпоративной информации.
Владеть:
- экономико-управленческой корпоративной терминологией;
культурой экономико-институционально-управленческо-правового мышления, способностью к анализу корпоративной жизнедеятельности;
базовыми знаниями фундаментальных разделов корпоративного управления;
решением некоторых экономико-управленческих корпоративных задач, кейсов;
использованием экономико-математических понятий и методов в профессиональной деятельности;
работой со статистической корпоративной информацией.
5. Объем дисциплины (модуля) в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов
Объем дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единицы или 60 часов, из которых:
лекции - 20 часов;
практические занятия - 10 часов;
самостоятельная работа - 30 часов.
Форма текущего контроля: экспресс-опрос, решение задач, выполнение кейсов и тестов, контрольные вопросы, проектные работы;
форма промежуточного и итогового контроля: 8 семестр – проектная работа, зачет.
6. Распределение трудоемкости по разделам и темам
№
темы Наименование разделов и тем дисциплин Трудоёмкость по формам занятий Формы контроля
Аудиторная работа Самостоя-тельная работа
Лекции Практичес-кие занятия Лаборатор-ная работа
Раздел I. Введение в курс «Корпоративное управление».
1 Место и роль дисциплины «Корпоративное управление» в современной системе экономико-управленческих наук. Фиктивный капитал. Разделение капитала на капитал-собственность и капитал-функцию. А. Стоун – автор понятия корпорация.
Революция управляющих (менеджериальная революция) и революция собственности в 1930-х гг. на западе и в 1990-е гг. на постсоветском пространстве. Акционерные общества. Акция. Современная корпорация (государственная и коллективно-частная) как акционерное общество. 2 2
-Изучение материалов лекции.
-Написание эссе на тему: «Институтогенез корпорации» Индивидуальное домашнее задание
(ИДЗ), Экспресс-опрос
2 Сущность корпоративного менеджмента: принципы, инструменты, институты и механизмы 2 1 2
-Кейс №1. Интересы участников корпоративного управления.
-Кейс №2.. Интересы собственников и менеджеров. ИДЗ. Разработка индивидуального проекта по КУ. Вопросы для самопроверки. Экспресс-опрос.
Раздел II. Надлежащее корпоративное управление: преимущества для компании
3 Эффективное корпоративное управление. Тенденции корпоративного управления в России и Таджикистане. Международные и российские нормы корпоративного поведения. Типовая схема органов управления корпорацией. 2 1 2
Ответы на контрольные вопросы.
-Кейс №1. Формирование надлежащей системы КУ. Эффективная дивидендная политика.
-Аналитическое задание №1. Определение надлежащего уровня КУ. ИДЗ. Разработка индивидуального проекта по КУ Экспресс-опрос
Раздел III. Органы управления в корпорации. Корпоративные конфликты.
4 Органы управления в корпорации. 2 1
-Деловая игра «Независимый директор»
2
-Ответы на контрольные вопросы.
Кейс №1. Компетенция общего собрания акционеров. Разработка индивидуального проекта по КУ как ИДЗ. Экспресс-опрос
5 Корпоративные конфликты 2 1
-Деловая игра: Определение уровней корпоративных конфликтов на примере… 2
-Ответы на контрольные вопросы.
: Разработка индивидуального проекта по КУ как ИДЗ. Экспрессопрос
Раздел IV. Управление стоимостью корпорации. Управление существенными корпоративными сделками.
6 Управление стоимостью корпорации. 2 1
-Кейс №1. Управление стоимостью алюминевого завода «РОССГРУПП».
Аналитическое задание №1.
Аналитическое задание №2.. 2
-Ответы на контрольные вопросы Разработка индивидуального проекта по КУ как ИДЗ. Экспресс-опрос
7 Управление существенными корпоративными сделками. 2 1
-Кейс №1. Понятие обычной хозяйственной деятельности.
-Кейс№2.
Сделка с заинтересованностью.
Тест: Крупные сделки. 2-Ответы на контрольные вопросы Разработка индивидуального проекта по КУ как ИДЗ. Экспресс-опрос.
Раздел V. Контроллинг в системе КУ. Внутренний контроль и управление рисками.
8 Контроллинг в системе КУ. 1 1
Представление индивидуальных проектов по КУ.
Тест. 2 ИДЗ. Экспресс-опрос
9 Внутренний контроль и управление рисками. 1 1
Представление индивидуальных проектов по КУ. 2 ИДЗ, экспресс-опрос
10 Методика бизнес-инжиниринга и его применения в системе КУ 2 1 Представление индивидуальных проектов по КУ. 4 ИДЗ, опрос
Раздел VI. Аудит корпоративного управления
11 Аудит корпоративного управления 2 1 2 ИДЗ, опрос
Итого: 20 10 30
7. Содержание дисциплины
Раздел I. Введение в курс «Корпоративное управление».
Тема 1. Место и роль дисциплины «Корпоративное управление» в современной системе экономико-управленческих наук.
Содержание темы:
Фиктивный капитал. Разделение капитала на капитал-собственность и капитал-функцию. А. Стоун – автор понятия корпорация.
Революция управляющих (менеджериальная революция) и революция собственности в 1930-х гг. на западе и в 1990-е гг. на постсоветском пространстве. Акционерные общества. Акция. Современная корпорация (государственная и коллективно-частная) как акционерное общество.
Тема 2. Сущность корпоративного менеджмента: принципы, инструменты, институты и механизмы.
Содержание темы:
Формирование и развитие КУ в РФ и РТ. Современные проблемы корпоративного менеджмента. Принципы КУ ОЭСР. Международные принципы КУ. Определение КУ. Корпоратизм. Интересы акционеров. Четыре основных признака корпорации по Р. Кларку. Субъекты корпоративных отношений. Два основных типа акционеров. Основные модели совета директоров. Три основных уровня управления в корпорации.
Раздел II. Надлежащее корпоративное управление: преимущества для компании
Тема 3. Специфика корпоративного управления для акционерного общества
Содержание темы. Эффективное корпоративное управление. Тенденции корпоративного управления в России и Таджикистане. Международные и российские нормы корпоративного поведения. Типовая схема органов управления корпорацией
Раздел III. Органы управления в корпорации. Корпоративные конфликты.
Тема 4. Органы управления в корпорации.
Содержание темы. Органы управления в корпорации. Общее собрание акционеров. Совет директоров: состав и структура. Комитеты в составе Совета директоров (комитет по аудиту, комитет по вознаграждениям, комитет по номинациям. Факторы, повышающие и понижающие эффективность труда менеджеров и топ-менеджеров.
Тема 5. Корпоративные конфликты.
Содержание темы. Корпоративные конфликты. Типология современных корпоративных конфликтов. Регулирование и предотвращение корпоративных конфликтов.
Раздел IV. Управление стоимостью корпорации. Управление существенными корпоративными сделками
Тема 6. Управление стоимостью корпорации.
Содержание темы. Управление стоимостью компании. Аналитические инновации. Смена парадигмы оценки компании. Управленческие нововведения.
Тема 7. Управление существенными корпоративными сделками
Содержание темы. Управление существенными корпоративными сделками. Крупные сделки. Определение стоимости и механизм одобрения крупной сделки. Сделки по приобретению контроля. Сделки с заинтересованностью. Основные элементы сделки с заинтересованностью.
.
Раздел V. Контроллинг в системе КУ. Внутренний контроль и управление рисками.
Тема 8. Контроллинг в системе КУ.
Содержание темы. Контроль и контроллинг. Контроллинг в системе КУ. История развития контроллинга. Содержание, задачи и функции контроллинга. Набор элементов системы контроллинга. Оперативный и стратегический контроллинг.Массив функционально-целевых процессов контроллинга. Формирование службы контроллинга.
Тема 9. Внутренний контроль и управление рисками
Содержание темы. Внутренний контроль и управление рисками. Цель создания системы внутреннего контроля и управления рисками. Решение задач для достижения цели. Принципы системы внутреннего контроля и риск менеджмента. Группы управления рисками. Четыре этапа создания системы внутреннего контроля и управления рисками. Контрольная среда и нравственный климат.
Тема 10. Методика бизнес-инжиниринга и его применения в системе КУ
Содержание темы. Бизнес-инжиниринг. Методика бизнес-инжиниринга и его применения в системе КУ. Данные-Информация-Знание-Решение-Действие-Дополнительная стоимость.
Раздел VI. Аудит корпоративного управления
Тема 11. Аудит корпоративного управления
Содержание темы. Аудит корпоративного управления. Оптимальная модель КУ. Права собственности. Права акционеров. Право акционеров на участие в управлении компанией. Риски нарушения прав акционеров. Система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Уровень раскрытия финансовой информации. Уровень эффективности КУ. Комитеты по аудиту. Информационная политика АО как корпорации.
.
8. Формы и методы оценивания освоения учебной дисциплины
Предметом оценки являются знания, умения и владения (см. таблицу 2). Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: оценивание знаний, умений и владений при текущем, промежуточном и итоговом контроле производится по пятибалльной системе. В случае 100 бальной системы, перевод в пятибалльную шкалу (а также в систему зачёт/незачёт) осуществляется по следующему правилу:
0≤Б<50 неудовлетворительно (незачёт);
50≤Б<75 удовлетворительно (зачёт);
75≤Б<90 хорошо (зачёт);
90≤Б≤100 отлично (зачёт).
Текущие знания проверяются с помощью экспресс-опроса, эссе, тестов (открытых и закрытых), деловых игр, выполнения индивидуальных проектов по КУ и кейсов, контрольных работ в рамках занятий, промежуточное и итоговое знания оцениваются на зачёте во время зачетной сессии.
Таблица 2.
Элементы учебной
дисциплины
(разделы/темы) Проверяемые
компетенции Показатели оценки
результата Форма и метод
контроля
Раздел I
Тема 1. Место и роль дисциплины «Корпоративное управление»-КУ в современной системе экономико-управленческих наук. Современная корпорация (государственная и коллективно-частная) как акционерное общество. ОК-1, ОК-4 знание места, роли дисциплины «Корпоративное управление» в современной системе экономико-управленческих наук; понятий фиктивного и реального капитала; разделения капитала на капитал-собственность и капитал-функцию; А. Стоуна как автора понятия корпорация;
революции управляющих (менеджериальной революции) и революции собственности в 1930-х гг. на западе и в 1990-е гг. на постсоветском пространстве; понятий: акционерных обществ; акции, современной корпорации (государственной и коллективно-частной) как акционерного общества;
умение выполнять тесты, выполнять задания кейсов, связанных с перечисленными понятиями;
владение навыками правильной формулировки проблем КУ и решения задач с помощью перечисленных понятий. Экспресс-опрос, проверка домашнего задания, выполнение индивидуального проекта по КУ
Тема 2. Сущность корпоративного менеджмента: принципы, инструменты, институты и механизмы.
ОК-1, ОК-4, ПК-18 знание принципов КУ ОЭСР, международных принципов КУ, определения КУ и корпоратизма; интересов акционеров, четырех основных признаков корпорации по Р. Кларку, субъектов корпоративных отношений, двух основных типаов акционеров, основных моделей совета директоров, трех основных уровней управления в корпорации.
умение выполнять элементарные задачи, кейсы, отвечать на контрольные вопросы ;
владение различными понятиями системы КУ и применением этих понятий в деловой игре Экспресс-опрос, проверка домашнего задания, эссе, тест, выполнение индивидуального проекта по КУ
Раздел II. Надлежащее корпоративное управление: преимущества для компании
Тема 3. Специфика корпоративного управления для акционерного общества
ОК-1, ОК-4,
ПК-18, ПК-19, знание основных понятий эффективного корпоративного управление, тенденций корпоративного управления в России и Таджикистане, международных и российских норм корпоративного поведения, типовой схемы органов управления корпорацией;
умение проводить ситуационный анализ в отношении корпораций=АО в РФ, РТ
владение различными приемами и методами эффективного корпоративного управления. Экспресс-опрос, проверка домашнего задания, выполнение индивидуального проекта по КУ
Раздел III.
Тема 4. Органы управления в корпорации ПК-18, ПК-19,
знание органов управления в корпорации;
умение определять факторы, повышающие и понижающие эффективность труда менеджеров и топ-менеджеров;
владение различными приемами и методами решения задач по повышению эффективности труда менеджеров и топ-менеджеров; Экспресс-опрос, проверка домашнего задания, выполнение индивидуального проекта по КУ.
Домашнее эссе.
Тема 5. Корпоративные конфликты. ПК-18, ПК-19 знание понятия корпоративные конфликты;
умение классифицировать корпоративные конфликты.
владение навыками разрешать корпоративные конфликты. Экспресс-опрос, проверка домашнего задания, выполнение индивидуального проекта по КУ. Тест. Кейсы
Раздел IV. Управление стоимостью корпорации. Управление существенными корпоративными сделками
Тема 6. Управление стоимостью корпорации ОК-1, ОК-4,
ПК-18, ПК-19 знание понятия стоимости корпорации, ее капитализации ;
умение решать задачи, связанные с управлением стоимости корпорации;
владение техникой управления стоимостью корпорации . Экспресс-опрос, проверка домашнего задания, выполнение индивидуального проекта по КУ. Тест. Кейсы
Тема 7. Управление существенными корпоративными сделками ПК-18, ПК-19 знание понятий крупной сделки, управления существенными корпоративными сделками;
умение определять стоимость и механизм одобрения крупной сделки, провести сделку по приобретению контроля, сделку с заинтересованностью, основные элементы сделки с заинтересованностью;
владение различными приемами и методами решения задач, связанных с определением стоимости и механизма одобрения крупной сделки. Опрос, проверка домашнего задания
Раздел V. Контроллинг в системе КУ. Внутренний контроль и управление рисками.
Тема 8. Контроллинг в системе КУ. ПК-18, ПК-19 знание понятий контроллинга в системе КУ;
умение ;
владение навыками применения функции в других областях науки. Экспресс-опрос, проверка домашнего задания, выполнение индивидуального проекта по КУ. Тест. Кейсы
Тема 9. Внутренний контроль и управление рисками.
ПК-18, ПК-19 знание понятия внутреннего контроля и управления рисками;
умение осуществлять теоретически и гипотетически внутренний контроль и управление рисками;
владение различными приемами и методами внутреннего контроля и управления рисками. Опрос, проверка домашнего задания
Тема 10. . Методика бизнес-инжиниринга и его применения в системе КУ ПК-18, ПК-19 знание понятия бизнес-инжиниринга;
умение через цепочку: данные-информация-знание-решение-действие определять дополнительную стоимость;
владение методикой бизнес-инжиниринга. Экспресс-опрос, проверка домашнего задания, защита индивидуальных проектов по КУ.
Раздел VI. Аудит корпоративного управления
Тема 11. Аудит корпоративного управления. ПК-18, ПК-19.знание аудита КУ.Защита проектов.
Знания студентов оцениваются по шкалам и критериям, представленным ниже:
Таблица 3.
Шкала и критерии оценивания результатов обучения (РО) по дисциплине (модулю)
Оценка
РО и
соответствующие виды оценочных средств 2
оценку "неудовлетворительно" заслуживает студент, продемонстрировавший: 3
оценку "удовлетворительно" заслуживает студент, продемонстрировавший:
4
оценку "хорошо" заслуживает студент, продемонстрировавший: 5
оценку "отлично" заслуживает студент, продемонстрировавший:
Знания
(оценка устных ответов) Незнание основных (базовых) терминов, определений методов и формул, незнание основной литературы Неглубокое знание основных (базовых) терминов, определений, знание основной литературы Хорошее знание и понимание пройдённого учебного материала, знание и понимание основной литературы. Отличное знание и глубокое понимание пройдённого учебного материала, знание и понимание основной и дополнительной литературы
Умения
(оценка выполнения практических контрольных заданий) Наличие серьёзных ошибок при выполнении практического задания В целом успешное, но основанное на неглубоком понимании целей, частичное выполнение практического задания В целом успешное, основанное на понимании, но содержащее отдельные пробелы умение (допускаются неточности непринципиального характера) Качественно выполнение практического задания и контрольной работы
Навыки (владения, опыт деятельности) Отсутствие навыков Наличие отдельных навыков В целом, сформированы навыки (владения), но используемые в неактивной форме Сформированные навыки (владения), применяемые при решении и формулировке задач
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов: изучение полученных на лекциях материалов, выполнение домашних заданий, работа с литературой и самостоятельный поиск материалов в сети Интернет.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является неотъемлемой составной частью учебного процесса. Задача преподавателя - прививать студентам умение самостоятельно пополнять знания по изучае¬мой дисциплине, ориентироваться в потоке информации. Под СРС понимается часть учебной планируемой работы, которая вы¬полняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
После изучения тем лекционного раздела дисциплины преподавателем проводится экспресс-опрос студентов (перед началом следующей новой темы) по те¬матике вопросов для самоконтроля. Полученные в ходе самостоятельной проработки знания понадобятся студенту при проверке знаний - промежу¬точном и итоговом тестировании.
Примеры заданий для проведения текущей промежуточной аттестации
а) Образец варианта контрольной работы для восьмого семестра
Вопросы к зачету по корпоративному управлению
Акционерное общество как корпорация. Публичное акционерное общество (ПАО) как институт корпоративного управления
Корпорация с точки зрения современного зарубежного и отечественного законодательства.
История корпоративного менеджмента: от революции менеджеров и распыления собственности до наших дней.
Корпоративный менеджмент: принципы, содержание и основные механизмы.
Институциональная основа корпоративного управления.
Органы управления в компаниях.
Акционерное общество в РТ: становление и развитие.
Корпоративное управление в РТ: институтогенез и выращивание институтов корпоративного управления
Корпоративные конфликты и механизмы их разрешения.
Управление стоимостью корпорации.
10 крупнейших корпораций в мире: их показатели, капитализация и сфера деятельности.
Управление корпоративными сделками.
Контроллинг в системе корпоративного управления
Внутренний контроль и управление рисками.
Бизнес – инжиниринг и его применение в системе корпоративного управления.
Аудит корпоративного управления.
Модели корпоративного управления в России.
Англо-саксонская (американская) модель корпоративного управления.
Континентальная модель корпоративного управления.
Японская модель корпоративного управления.
Специфика китайской модели корпоративного управления.
Формирование модели корпоративного управления в РТ.
Управление рисками в корпорации.
Особенности функционирования системы корпоративных отношений в холдинговых структурах.
Революция управляющих (менеджериальная революция) и ее значение.
Распыление собственности и образование частного коллективного капитала.
Четвертая промышленная революция как информационно-цифровая и ее влияние на корпоративное управление.
Порядок формирования оценок по дисциплине
Оценка всех форм контроля знаний осуществляется по 100-бальной шкале. Итоговая оценка за зачет R по 100-балльной шкале формируется как взвешенная сумма
.
Примечание. У каждого студента-бакалавра будет свой вариант. При составлении вариантов будут использованы задания, приведённые в качестве задач для самостоятельной работы по каждой теме. На зачете каждый билет состоит из двух вопросов, один из которых по теории и один - по практике. Задачи для самостоятельной работы использу
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
№ Автор Название книги/статьи Отв.редактор (для кол
лект.работ Место издания Издательство Год
издания Название
журнала
(сборника) Том
(выпуск)
Номер Журнала
1 Шихвердиев А.П. Корпоративное управление: учебное пособие Сыктывкар Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина 2015
2 Пурлик В.М. О моделях корпоративного управления и особенностях их становления в России Москва 2005 Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество) №1
3 Радыгин А., Энтов Р., Межераупс И. Особенности формирования национальной модели корпоративного управления Москва 2003
4 Напалкова А., Разумова Ю. Интернационализация компаний Китая: анализ стратегического потенциала китайских брендов в условиях глобализации 2015 Актуальные проблемы теории и практики управления. Международный журнал №8
5 Кашанина Т.В. Корпоративное право: учебник, 5-е изд., переработ. и доп.
Москва ЮРАЙТ 2010
6
Корпоративный менеджмент: учебное пособие
Под ред. Орехова С.А. Москва Юрайт 2018
7 Розанова Н.М. Корпоративное управление. Учебник для бакалавриата и магистратуры Москва Юрайт 2016
Дополнительная литература
№ Автор Название книги/статьи Отв.
редактор (для кол
лект.работ Место издания Издатель-
ство Год
изда-
ния Название
журнала
(сборника) Том
(выпуск)
Номер
Журнала
1 Джабаров С. М. Проблема внедрения корпоративных элементов управления в унитарные организации (на примере республики Таджикистан) Самара 2012 Вестник Самарской
Гуманитарной академии №2 (12)
2 Кодекс
корпоративного управления Сбербанка
Москва URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/code_of_corporate_governance_of_sberbank_ru.pdf-дата обращения 29.02.2020. 2015
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Студентам для выполнения самостоятельных работ рекомендуется использовать следующие поисковые системы:
Интернет – источники:
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (ПРОЕКТ) URL: http://av.disus.ru/proekt/1454790-1-nacionalnie-standarti-korporativnogo-upravleniya-respubliki-tadzhikistan-proekt-proekt-soderzhanie-preambula-glava-principi-korporativ.php - дата обращения: 29.02.2020.
1. Министерство экономического развития РФ:www.economy.gov.ru/minec/main
2. Министерство образования и науки РФ:www.mon.gov.ru
3. Министерство финансов РФ:www.minfin.ru
4. Росстат: www.gks.ru
5. Всемирный (Мировой) банк: www.worldbank.org
6. Центральный банк России: www.cbr.ru
Общие ресурсы по НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета
Федеральные целевые программы:
http://fcp.vpk.ru
Ресурсы по ФЦП, государственным заказчиком которых является Рособразование
http://www.ed.gov.ru/ntp/fp/
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для чтения лекций и проведения практических занятий по дисциплине/модулю «Корпоративное управление» предоставляется учебная аудитория, оборудованная презентационной техникой, посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мел и тряпка.
Вся основная литература по предмету должна быть доступна в библиотеке Филиала (включая электронную библиотеку).
12. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и перечень профессиональных баз данных
12.1. Ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет
1. GlaryUtilities–утилиты для улучшения работы компьютера [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://programswindows.ru/publ/utility/glary_utilities/4-8-0-97
2. Бесплатные аналоги WINRAR. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://freeanalogs.ru/FileArchiver
12.2. Профессиональные базы данных
1. Аналитическая реферативная база данных журнальных статей.
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru–полнотекстовая, реферативная база данных.
Источник: ИА Азия Плюс http://www.toptj.com/News/2008/08/07/analiz_normativno_pravovoy_bazy_po_korporativnomu_upravleniyu_v_tadzhikistane-дата обращения 29.02.2020.
Ответьте на вопросы:
1) Какие изменения произошли в нормативно-правовой базе за прошедший период с 07 августа 2008 г. по настоящее время?
2) Назовите основные нормативно-правовые документы РТ по корпоративному управлению.
38.03.04 - Государственное и муниципальное управление
Программу составила: Юдина Тамара Николаевна, д.э.н., доцент, старший научный сотрудник ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», факультет глобальных процессов.