Описание:Задачи курса: познакомить слушателей с концепцией Левинаса; показать значение вклада Левинаса в развитие неклассических трактовок субъективности; нетривиальность понимания Другого в его концепции; экзистенциальную глубину этого учения, не уступающую экзистенциальной глубине Хайдеггеровского учения о Dasein.
Для этой цели:
показывается значение телесности для левинасовской трактовки субъективности;
исследуются точки сближения и размежевания между концепциями Левинаса и Хайдеггера, начиная с онтологического различения бытия и сущего и вплоть до различия в отношении к смерти. Эти различия приводят в существенному различию между обоими мыслителями в понимании и в оценке онтологии и метафизики;
интерпретируются слова Левинаса о «глагольной» сущности бытия, его понимание диахронии и утверждения о том, что экзистенциальная философия показала, что глагол «существовать» является переходным;
доказывается, что Левинас ищет средства описания опыта, который сам несет в себе свидетельство того, что объект этого опыта нередуцируем к сознанию «Я». По Левинасу, таким может быть только опыт встречи с Другим, который он, ссылаясь на Декарта, описывает как опыт встречи с Бесконечным;
анализируется понятие «метафизического желания» в его отличии от потребности;
показывается отличие учения Левинаса от буберовского варианта диалогической философии: для Левинаса, отношение к Другому это этическое долженствование;
анализируется левинасовское понятие пассивности как определяющая черта субъективности;
исследуется значение фигуры «Третьего», посредством которого начинается конституирование социальности и обосновывается предъявление социуму требования справедливости.