Описание:Проблема инаковости в культуре и образовании. Инаковость как феномен.
Физическая инаковость. Осмысление физической инаковости в истории культуры.
Отрицательное отношение к физической инаковости в античности (увечные и инвалиды – демонами, «нечистые» носители злых магических сил, как следствие - искусственное прерывание жизни слабых: детей и стариков). Положительное отношения к инаковости как знакам геройства, героизация военных инвалидов, поддержание за счет казны.
Положение людей с ограниченными возможностями в Средние века. Осмысление их блаженными (искупление грехов богачей, восхищение близостью к судьбе Христа). Основание первых социальных институтов призрения (во Франции и в Англии вменено в обязанность монастырей).
: Проблема инвалидов как прерогатива государства и общества в эпоху Возрождения (субсидии от госказны). Общественная забота об инаковых, развитие различных инфраструктур (инвалидные роты, дома инвалидов, дома призрения).
Инаковость и перелом в общественном сознании после Первой мировой войны. Попытки осознания проблемы физической инаковости в рамках антитезы: «полноценность» - «неполноценность», «понимание» – «непонимание».
Инаковость в истории России. Главный инструмент поддержания инаковых – различные религиозные структуры и организации. Усугубление положения инаковых после революционных событий 1917 г., гражданской войной, позднее Великой отечественной войной. В СССР после Второй мировой войны часть общества считало, что инвалидов в стране нет (Рассказ Ю.Нагибина «Терпение»). Степень осознания проблем и нерешенных вопросов инаковости, основные стимулы и побудительные мотивы. Попытка приблизится к цивилизованным странам. Критерием меры цивилизованности общества - отношение к детям и старикам. Конвенция ООН о правах ребенка. В Конвенции ОНН декларировано – «для защиты прав детей необходимы специальные механизмы».
Дети-инвалиды как одна из самых уязвимых и незащищенных социальных групп. Проблемы импатии, созависимости, сострадания и милосердия в современном российском обществе.
Природа ограниченных возможностей: наследственность, результат болезней, следствие природных и социальных катастроф…
Анализ российской статистики по вопросам инаковости. Рост количественных показателей детей с ограниченными возможностями (за последние десятилетия рост в 13 раз). Врожденные аномалии как основные причины инвалидности в России среди детей. Результаты социологических исследования фокус-групп семей детей-инвалидов. Две ключевые проблемы семей детей-инвалидов: существенные ограничения в инкультурации и социализации детей с ограниченными возможностями и хронический недостаток финансовых средств.
Динамика социокультурных сдвигов в России в отношении людей с ограниченными возможностями. Постановка проблем безбарьерной городской среды, включение данных вопросов в концепт социальной политики (создание специальных государственные институций, механизмы их финансирование). Активизация гражданских сил общества, индивидуально-групповые инициативы. Возникновение новых социальных институций для решения вопросов материальной и духовной безбарьерной среды в обществе. Некоммерческие и общественные фонды, поддерживающие детей-инвалидов и людей с различными ограничениями и проблемами («Невский ангел», «Вера», «Душа человека», «Сопричастность», «Милосердие», «Нет алкоголизму и наркомании», «Московский дом милосердия»……) Ассоциации и организации, способствующие социализации и инкультурации людей с ограниченными возможностями. Специализированные объединения Возрождение волонтерского движения (зарубежная технология SAS).
Становление немногочисленных специализированных СМИ, телевизионных программ («Фактор жизни»), канала ИнвамедиаТВ (база канала центр параолимпийского спорта, вещание 24 часа в сутки), создание интернет-порталов (formulazhizni.com) и др., творческих объединений (по видам искусства: живопись, скульптура, танцы, музыка, театр, дизайн…).
Первый в России ФГБОУ ВПО «Государственный специализированный институт искусств» для людей с ограниченными возможностями Министерства культуры РФ, www. gsii.org
Творчество как ключевой элемент социализации, адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями. «Творчество человека не есть требование человека и право его, а есть требование Бога и обязанность человека. Бог ждет от человека творческого акта как ответа на творческий акт Бога» (Н.Бердяев).
Творчество как создание новых форм и смыслов, мощный инструмент освобождения и переключения сознания (теория академика И. Павлова о смене деятельности), уникальный социальный опыт, интенсивная психотерапия, способ высвобождения психической энергии, катарсис (возвышение, очищение, оздоровление) – очищение через страдание и сострадание, интенсивная форма деятельности по созданию новой картины мира, признанная форма инкультурации, реабилитации, интеграции, социализации со времен Платон.
Специализированные театральные проекты: МИРТ – Мастерская Интегрированный Реабилитационный Театр (10-летие!). Театр Простодушных… Региональная составляющая в развитии безбарьерной среды.
МИРТ – Мастерская Интегрированный Реабилитационный Театр – уникальный проект: творческий, гражданский, гуманистический… Особенность в полифункциональной направленности творческой деятельности (социализация, инкультурация, гуманизация, компенсация, коммуникация, эвристика…)
Интегрированный – объединяющий здоровых и профессиональных актеров с непрофессиональными, но талантливыми детьми с ограниченными возможностями (разнонаправленность интеграционных процессов).
Реабилитационный - способствующий восстановлению здорового мироощущения, развитие творческого потенциала детей.
Опыт западных стран в преодолении барьеров в образовании для инаковых.