Описание:Цель данного курса – раскрыть основные понятия новоевропейской культуры и искусства на материале художественных, философских, теологических и политических источников и их историко-культурных рецепций в различные периоды. Ключевым понятием является «показательность» (человекосоразмерность) новоевропейской культуры – свидетельство того, что человек, утрачивающий опору на трансцендентное начало, отныне ищет образ самого себя не в Боге, а в искусстве. Соответственно, искусство, отказываясь от своей основной цели – богослужения, вынуждено решать – собственными, художественными средствами – множество других задач (социальных, политических, этико-религиозных и др.). Формируемый тем самым образ человека оказывается результатом весьма проблемного соединения взгляда религии и художественного взгляда.
Центральное место курса отведено культуре XIX века. В основу курса положена концепция австрийского искусствоведа Ханса Зедльмайра (1896–1984), согласно которой Новое время – первая христианская эпоха, которая не владеет никаким действительным образом Богочеловека и, не будучи в состоянии его произвести, взамен «возвышения духа» предлагает «обожествление глаза» – светские формы религии.
Задача курса – познакомить студентов с важнейшими категориями новоевропейской культуры и изобразительного искусства и ходом их исторической реализации; проследить формирование антропоцентричной картины мира на рубеже средневековья и Нового времени, взяв за основу образование светского полюса искусства (в частной сфере замка, в бюргерском доме и т.п.). Подробно разобрать концепцию Х. Зедльмайра, согласно которой единый стиль – величественное стилистическое единство всех ранних периодов развитых культур – возможно лишь там, где искусство ставится на службу одной совокупной задаче, а обширные области гештальтов (дома, крепости, мосты, склады – сколь бы совершенна ни была их форма) остаются за пределами искусства.