Описание:1. Цели и задачи освоения дисциплины
А. Цели:
дать общие и специальные знания и понимание термина “экологическая ситуация в регионе”, в т.ч. роли антропогенных факторов и природных условий в процессах её формирования, а также в раскрытии методов оценки и путей оптимизации экологических ситуаций; об общих и региональных особенностях антропогенного воздействия на природный комплекс на основе технологических особенностей отраслей хозяйственного комплекса: промышленности, сельского, лесного хозяйства, транспорта, а также специфики их влияния на компоненты природной среды и человека. В процессе преподавания курса анализируются территориальные различия, определяемые загрязнением различных отраслей хозяйства. Основная идея настоящего курса состоит в том, чтобы, опираясь на полученные студентами за годы обучения в университете знания, рассмотреть специфику основных источников антропогенного воздействия хозяйственного комплекса на природную среду. Он должен ответить на вопрос, в чем заключается роль антропогенного воздействия разных производств в формировании экологической ситуации территорий.
Б. Задачи:
- оценка роли экологического фактора в региональном развитии
- знакомство с основными экологическим проблемами регионов России, методами оценки экологической ситуации при разномасштабных географических исследованиях, современных тенденциях развития экологической ситуации в России и странах СНГ.
- знакомство с основными терминами и показателями, применяемыми для регионального анализа в экономико-географических, экологических исследованиях и для разработки страновых и региональных концепций устойчивого развития.
- оценка особенностей воздействия основных отраслей хозяйства на различные компоненты природной среды;
- оценка физических, химических, механических факторов воздействия разных отраслей;
- оценка уровня токсичности различных производств и их влияние на здоровье человека;
- методические подходы к географической оценке антропогенного воздействия, выявлению ареалов воздействия разных производств, районирование территорий по уровню антропогенного воздействия;
- описание пространственной составляющей антропогенного воздействия;
- привитие студентам навыков исследований, базирующихся на идеях оценки территориальных различий, определяемых загрязнением различных отраслей хозяйства.