Описание:Задачей курса является более полное осмысление процессов, происходящих в мусульманской среде внутри и вне России начиная с раннесредневековых контактов и до формирования системы государственного регулирования ислама в новое и новейшее время.
Тема 1. Понятие «исламский фактор». Усиление роли мусульманской культуры, её ценностей и носителей в современном мире. Народы с христианской и мусульманской религиозной традицией: противодействие или взаимодействие? Отличие «исламского фактора» от «исламского радикализма». Этническая характеристика мусульман Восточной Европы.
Тема 2. Период от раннесредневековых контактов с мусульманами до правления Петра I. Возникновение государственности у народов Восточной Европы и принятие ими мировых религий. Исламский выбор Северного Кавказа (сер. VII в.), Хазарии (VIII в.) и Волжской Булгарии (21 мая 992 г.). Принятие христианства Русью в 988 г. – «выбор веры есть особенность русской истории» (Сергей Соловьёв).
Веротерпимость ордынских ханов: тенгризм, шаманские культы, христианство, ислам. Принятие ислама в 1313 г. ханом Золотой Орды Узбеком. Поражение ордынцев от Московского княжества в 1380 г.: станет ли Куликовская битва поводом к разрушению национального единства в современной России? – дискуссия современной мусульманской элиты и российских учёных.
1552 г. – с захватом Казанского ханства ислам стал фактором внутренней политики Российского государства. Возникновение мусульманских анклавов с полуавтономным статусом (Касимовское княжество, Мещёра). Политика Ивана Грозного в отношении язычников и мусульман Поволжья. Христианские этнотерриториальные группы на Кавказе, мусульманская аристократия в России: Юсуповы, Годуновы, Тенишевы, Урусовы и др. Включение мусульманской знати в социальную, военную и политическую государственные структуры. Роль «служилых татар».
Правовое положение мусульман-«новокрещен» по «Соборному уложению» 1649 г.
«Противомусульманские» переводы Симеона Полоцкого.
Тема 3. Ислам в России в начале-середине XVIII в. Политика Петра I в отношении мусульман. 1716 г. – первый русский перевод Корана. Сочинение Дмитрия Кантемира «Книга Систима, или Состояние Мухамеданския религия» (1722). Личность Кутлуг-Мухаммеда Тевкелёва. Статья В.Н.Татищева «Коран» в «Лексиконе Российском» (1745).
Ограничение ислама преемниками Петра: прекращение строительства мечетей, деятельность Новокрещенской конторы Наказы мусульманских депутатов в Уложенную комиссию 1767 г. как реакция на «противомусульманскую» политику государства.
Тема 4. Формирование политики веротерпимости при Екатерине Великой. Идея «охраны природной веры» и идеология просвещенного абсолютизма. Идея веротерпимости в указе 1773 г. и принцип религиозной свободы «императора Петра Федоровича».
1774 г. – признание Россией духовного авторитета турецкого султана и его аннулирование в 1783 г. Присоединение исламских Крыма и Кубани. Манифест 1783 г.: «Мы вами владеем, вы нам подчиняетесь, платите налоги, за это живите и веруйте, как хотите». Роль А.А.Безбородко в составлении Манифеста. План А.В.Суворова приведения «к Высочайшей присяге» по всем обрядам ислама ногайцев. Свободное вероисповедание у литовских татар-мусульман.
Роль Екатерины II в распространении ислама в среде казахов.
Формирование принципа обоюдной лояльности мусульман и государства.
Организация государственного регулирования религиозной жизни российского мусульманства. Отсутствие церковно-иерархической организации в исламе. Полный государственный контроль над религиозными институтами страны – главный принцип конфессиональной политики Российской империи. 1788 г. - создание Оренбургского магометанского духовного собрания.
Тема 5. Исламский фактор в XIX в. Идея объединения всех религий и централизации контроля над конфессиями империи Павла I.
Деятельность М.М.Сперанского по созданию Главного управления духовных дел разных исповеданий (1810). Образование в 1832 г. Департамента духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) в составе МВД (существовало до 1917 г.).
Молитва А.П.Ермолова для мусульман Кавказа.
Противоречивая политика по отношению к мусульманам второй четверти XIX в. Законодательство Николая I по вопросам мусульман России. Создание в 1831 г. Таврического магометанского духовного правления. Мусульманский раздел «Устава духовных дел иностранных исповеданий» (1857). Указ 1830 г. «О неотступлении от общих правил при погребении магометан» (запрет на похороны мусульманина в день кончины) и аналогичные ему недалекие распоряжения. Кавказская война и мусульманские указы Николая I. Суфизм и мюридизм на Кавказе.
Казанская миссионерская православная школа и ислам в Поволжье. Татарские муллы в степях.
Мусульманское духовенство – социальный слой, в функции которого входят сохранение религиозного знания и осуществление религиозного и морального руководства общиной единоверцев. Определение круга исламских духовных лиц – «указные муллы» и служители мусульманских духовных учреждений. Их обязанности и права.
Тема 6. Исламский фактор при Александре III и Николае II. Складывание доктрины ограниченной веротерпимости, допускавшей исповедание ислама, но препятствовавшей его распространению и укреплению (в классическом мусульманском праве именно так относились к иноверцам). ДДДИИ МВД: его деятельность и выдающиеся чиновники. Поддержание принципа веротерпимости; круг вопросов жизни мусульманской общины: органы управления, образование приходов, открытие мечетей, мусульманское духовенство, мусульманских учебных заведений, брачные дела, воинская повинность и пр. Деятельность С.Г.Рыбакова: собирание статистических сведений о мусульманах, сводка законодательных актов по мусульманам, работы по организации духовной жизни мусульман. А.Н.Харузин на посту директора ДДДИИ.
Охранительная политика православного консерватизма. Усиление позиций ислама в казахских степях и среди татар Сибири. Незыблемость ислама и его институтов в Туркестанском крае – основа управления мусульманским населением. Регулирование государством паломничества мусульман.
Взгляды военного министра Д.А.Милютина на мусульманский вопрос.
Исмаил Бей Гаспринский – мусульманский деятель, просветитель, публицист (издание газеты «Терджуман»), основатель концепции джадидизма (модернистской версии социокультурной идентичности – концепция «русско-восточного соглашения»). «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения»: нравственное единение на принципах национальной индивидуальности, свободы и самоуправления.
Указ о веротерпимости 17 апреля 1905 г. и 20-миллионное мусульманское население России. Манифест 17 октября 1905 г. и создание общественных мусульманских организаций (мусульманская фракция в I-IV Государственных думах, мусульманские съезды, партии «Союз мусульман» и др.). Возникновение и распространение идей пантюркизма и панисламизма. Соотношение этнического и религиозного в структуре самосознания российских мусульман.
Младотурецкая революция 1908 г. и Россия. Н.В.Чарыков – русский посол в Турции (1909-1912): ислам желательно «обезвредить, придав ему направление, не противоречащее жизненным интересам упомянутых государств (России, Англии и Франции – Е.Л.); чтобы меры эти не создали между христианами и мусульманами непримиримой вражды и непроходимой пропасти». Путь европейского культуртрегерства».
Особое совещание Совета министров 1910 г. по мусульманскому вопросу. Деятельность П.А.Столыпина и формирование курса общеимперской политики по «мусульманству». Негативная оценка влияния «мусульманского фактора» на жизнь империи. Противостояние исламу – прерогатива светских органов управления государством.
Исламский фактор в Первой мировой войне. С.Г.Рыбаков «К вопросу о немецких влияниях среди мусульман» (1916). Сбор среди мусульман пожертвований на Красный Крест, формирование Туземной дивизии и др. Число мусульман и военные муллы в российской армии.
Тема 7. Ислам в Советской России. Обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» 3 декабря 1918 г.: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными».
Переход от религиозно-сословной и племенной структуры деления населения к национальной идентификации мусульман России. Положение ЦИК Советов Туркестанской обл. «О комиссии по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства Туркестанской Республики с шариатом и адатом» (1920). Аналогичное положение в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве (1920-1924). Гарантия республиканскими конституциями 1922-1923 гг. свободы исповедания ислама, неприкосновенности культовых сооружений, равноправия служителей культа. Мюридизм в Чечено-Ингушетии (деятельность Н.Гоцинского).
Антирелигиозная политика советских властей. Разгром партии крымскотатарских националистов «Милли-фирка». Дело Султан-Гилиева 1928 г. Уничтожение к 1928 г. шариатских судов и преследования знатоков адата и шариата. Уничтожение сторонников мусульманской модернизации: Акмаль Икрамова, Турар Рыскулова и др. Действие Союза безбожников, издательства «Атеист», газеты «Безбожник», журнала «Антирелигиозник». Замена арабской графики на кириллицу (1930-е гг.).
Депортация мусульманских народов (крымских татар, чеченцев) в первый период Великой Отечественной войны. Сближение правительства с исламом в 1943 г. – создание в Ташкенте Центрального управления мусульман.
Рост мусульманского населения в 1959-1979 гг. с 22,5 млн. до 42 млн. чел. Допуск представителей мусульманских республик в высшее руководство СССР: Н.Мухитдинов, Ш.Рашидов, М.Рахматов, Д.Кунаев, Р.Нишанов, Н.Назарбаев, Г.Алиев и др. Врастание мусульманской элиты в социальную систему.
Деятельность Совета по делам религий при Совете министров СССР. Низкий уровень знаний среди мусульман, слабое развитие исламских институтов, утрата исламской правовой культуры. Изоляция «российских» мусульман от исламского мира в целом. Духовное Управление мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС), соборная мечеть и резиденция муфтия в Уфе.
Подпольный ислам: мечети, «домашние» школы по изучению Корана. Малограмотные «знатоки» ислама, - «отдельные пережитки ислама» на официальном языке. Мусульманское духовенство как элемент местной элиты. «Забытые мусульмане» (А.Беннигсен, Ш.Лемерсье-Келькеджэй) – 52 миллиона. Точки соприкосновения социопсихологических и мировоззренческих установок традиционного общества советской политической системы: приоритет коллективизма, подчинение личности общине, колхоз-авлод, авторитаризм власти и пр. Адаптация ислама к советской политической системе.
Тема 8. Ислам в Российской Федерации и бывших советских республиках.
Мусульмане России: татары волжские, крымские и сибирские, горские и степные народы Дагестана (аварцы, лезгины, даргинцы, кумыки, лакцы), чеченцы, ингуши, кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины, шапсуги, убыхи, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, туркмены, азербайджанцы, турки-месхетинцы. Проблема статистики: как считать мусульман?
1986 г. - выход ислама из нелегального положения. Бурный рост числа мечетей и объединений мусульман. Исламизация ранее слабо исламизированных районов, например, каракалпаков и казахов Приаралья. Ислам и теневая экономика (наркобизнес).
Политизация ислама на федеральном (Исламский комитет, Союз мусульман России, движение «Нур» и др.) и региональном уровнях (партии в Дагестане, Чечне, Татарстане). 1989 г. – создание в Казани Татарского общественного центра. 1990 г. – создание Исламской партии возрождения (В.-А.Садур, А.Ахтаев, Г.Джемаль). Главная задача партии – создание фракции в Верховном Совете СССР. Создание «Союза мусульман России».
«Закон о свободе вероисповеданий» 25 октября 1990 г. и подъём исламского движения. 1991 г. вице-президент России А.Руцкой включает в состав правительственной делегации на Средний Восток имама-хатыба Московской Соборной мечети Р.Гайнутдина. Форум 1992 г. «Возрождение ислама в Санкт-Петербурге». 1992 г. – начало трансляции по радио религиозной программы на татарском языке «Рухи-Мирас» (Духовное наследие) и пр.
«Исламское государство» в Чечне (1991) и роль в нём вирда Кунта-Хаджи братства Кадирийя. Противоречия между братствами Кадирийя и Накшбандийя. Превалирования этнического фактора над религиозным на Кавказе.
Противостояние исламского фундаментализма (поборников ислама и шариата в чистом виде) государственной номенклатуре и традиционному духовенству (муллы, ходжи, ишаны). Национализм и регионализм – главные причины неудач фундаменталистов.
Управление мусульманскими общинами России. Духовные управления: Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ставрополья, Северной Осетии, Чечено-Ингушетии; Духовное управление мусульман в европейской части СНГ и Сибири (ДУМЕС). Раскол ДУМЕСа в 1992 г. на отдельные управления по делам мусульман Татарстана и Башкортостана (ДУМРТ). Центробежные тенденции в духовном управлении.
Восстановление традиционных исламских институтов: садака (добровольные взносы мусульман для социальных нужд), вакфа, зяката.
Этническая родина и экономическая эмиграция мусульман. Различные цивилизационные стереотипы и напряжённость на бытовом уровне. Вопросы языка и образования. Исламофобия в России. Объективные (социально-экономический кризис в мусульманских странах) и субъективные (исламская идеология) предпосылки её формирования.
Распространение ислама в среде традиционно православных народов: русские-мусульмане. Их социальный и возрастной состав. Деятельность Али Вячеслава Полосина и его «Манифест новой России: третий путь – прямой».
Издание в 2002 г. учебного пособия для офицерского состава Российских вооруженных сил по воспитательной работе с военнослужащими-мусульманами. Создание в России национально-культурных автономий мусульманских народов (азербайджанцев, казахов и др.) Объективные и субъективные предпосылки для сближения социокультурных систем россиян и мусульман. Обоюдная лояльность мусульман и государства.
Ислам в интернете