Описание:«Московский университет в пространстве столичного города рубежа веков (конец XIX – начало XX века)»
Тема 1. Университетский квартал на Моховой как архитектурный проект XVIII – начала XX вв.
История строительства основных университетских зданий. Роль университетского квартала в формировании нового архитектурного облика Москвы рубежа XIX – начала XX века.
Тема 2. Профессор Московского университета как социально-психологический тип москвича.
Численный, сословный, возрастной и вероисповедный состав; правовое положение. Бюджет университетского профессора: источники доходов и статьи расходов. Качество жизни: семья, география расселения в Москве, питание, гардероб.
Профессорские традиции, нормы поведения, корпоративные черты. Просветительская и общественно-культурная деятельность в Москве.
Тема 3. Студент Московского университета как социально-психологический тип москвича.
Основные этапы и факторы количественных изменений студенческого контингента Московского университета. Социальный состав, вероисповедная принадлежность (национальный состав), возрастная структура; распределение по факультетам, сроки обучения в университете. Студенты о значении Московского университета в общественной, культурной и политической жизни города и страны. Легальные и нелегальные студенческие организации. Студенческая солидарность: механизмы проявления. Студенческие переписи о ценностях университетской субкультуры.
Тема 4. Студент Московского университета как городской обыватель.
Студенческий бюджет: источники доходов и статьи расходов. Быт московского студенчества: география расселения в Москве, квартирный вопрос, питание, гардероб, санитарно-гигиенические нормы жизни. Участие студентов в работе просветительских обществ. Студенты Московского университета и формирование индустрии развлечений в Москве. Годовой календарь жизни московского студента; каникулы и праздники
Тема 5. Политическая деятельность студентов столичного города.
Политическое подполье и студенты Московского университета. Студенты Московского университета в политических акциях на улицах Москвы. Студенты Московского университета как публичные политики. Студенты Московского университета под наблюдением Департамента полиции.
Тема 6. Московский университет и московское городское управление: история взаимодействия.
Московские «интеллигентные» гласные. Участие в выборах, численный состав; позиции в думе и управе. Типы интеллигентных гласных: В. И. Герье, С. А. Муромцев, Н. И. Астров, С. В. Бахрушин, М. М. Новиков. Профессора Московского университета о теории городского управления.
Училищная комиссия МГД, роль в ней «интеллигентных» гласных. МГД и формирование системы начального, среднего специального и высшего образование в Москве. Идея бесплатного всеобщего начального образования и ее разработка в МГД. П. Г. Виноградов и план улучшения материального обеспечения школьных учителей. М. М. Новиков и проект внеклассной работы в московской начальной школе. МГД и разработка типовых зданий гимназий. МГД и становление Московского народного университета им. А. Л. Шанявского.
Тема 7. Московский университет и медицинское обеспечение москвичей.
Профессора-медики Московского университета и их роль в формировании больничной сети в Москве. Ф. Ф. Эрисман и С. Ф. Бубнов как создатели городской санитарной и эпидемиологической службы. Клинический городок на Девичьем поле и его роль в модернизации медицинского обслуживания в Москве.
Тема 8. Властители дум: университетские газеты и журналы в начале XX века.
Газета «Русские ведомости»; история создания, целевая аудитория; вопросы университетской жизни на страницах газеты на рубеже веков. Журнал «Русская мысль»; история создания; целевая аудитория; вопросы высшей школы на страницах журнала. Профессора-репортеры на страницах периодических изданий.
Тема 9. Жители Москвы как университетские благотворители.
Благотворительные капиталы Московского университета. Суммы, их назначение, использование университетом. Благотворители и общежития Московского университета. Общество содействия наукам им. Л. С. Леденцова и начало финансирования научных исследований благотворителями.
Рекомендуемые источники и литература:
Мемуарная литература:
Белый А. Между двух революций. Л., 1934.
Белый А. На рубеже двух столетий. М.-Л., 1930.
Белый А. Начало века. М.- Л., 1933.
Боголепов Н.П. Страница из жизни Московского университета. М., 1911.
Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990.
Кизеветтер А.А. Воспоминания. 1881-1914. М., 1997.
Мельгунов С. П. Воспоминания и дневники. М., 2003.
Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991.
Сборники воспоминаний:
Московский университет в воспоминаниях современников. 1755-1917. М., 1989.
Памяти русского студенчества. Париж, 1934.
Традиции Московского университета. Юбилейный сборник. 1755-1930. Париж, 1930.
Исследования:
Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX – начале XX века. М., 1991.
Иванов А.Е. Ученые степени в российской империи XVIII в. – 1917 г. М., 1994.
Иванов А.Е. Профессорско-преподавательский состав высшей школы России конца XIX – начала XX века: общественно-политический облик // Отечественная история. 1995, № 5.
Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX – начала XX века. Социально-историческая судьба. М., 1999.
Иванов А. Е. Студенческая корпорация России конца XIX- начала XX века: опыт культурной и политической самоорганизации. М., 2004.
Иванов П. Студенты в Москве. Быт нравы. Типы. (Очерки). М.,1903.
Мельгунов С. Из истории студенческих обществ в русских университетах. М., 1904.
Мельгунов С. Студенческие организации 80-90-х гг. в Московском университете. По архивным данным. М., 1908.
Никс Н. Н. Московская профессура во второй половине XIX – начале XX века. М., 2008.
Писарькова Л. Ф. Московская городская дума. 1863-1917. М., 1998
Сватиков С.Г. Путь студенчества. М., 1916.
Ткаченко П.С. Московское студенчество в общественно-политической жизни России второй половины XIX века. М., 1958.
Щетинина Г.И. Из идейной жизни русской интеллигенции. М., 1995.
Щетинина Г.И. Студенчество и революционное движение в России. Последняя четверть XIX века. М., 1987.
Щетинина Г.И. Университеты в России и Устав 1884 года. М., 1976.