Описание:ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(МИИТ)
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Выпускающая кафедра «Организация, Директор Института пути,
технология и управление строительством строительства и сооружений
Зав. кафедрой _________Спиридонов Э. С. ____________ Шепитько Т. В.
(подпись, Ф.И.О.) (название института, подпись, Ф.И.О.)
«__» ________ 2012 г. «__» ________ 2012 г.
Кафедра Организация, технология и управление строительством
(название кафедры)
Автор Рукин Михаил Дмитриевич, д.т.н., доц.
(ф.и.о., ученая степень, ученое звание)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«СТРОИТЕЛЬНАЯ КЛИМАТОЛОГИЯ»
(название)
Специальность: 270204«Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» _____________________________________________________
(код, наименование специальности / направления)
Утверждено на заседании
Учебно-методической комиссии
института
Протокол №_______
«___»________________2012 г.
ПредседательУМК_________
В. С. Миронов
(подпись, Ф.И.О.) Утверждено на заседании кафедры
ОТУС
Протокол №_______
«___»________________2012 г.
Зав.кафедрой___________
Э. С. Спиридонов
(подпись, Ф.И.О.)
Москва 2012 г.
Автор-составитель:
Рукин Михаил Дмитриевич, д.т.н., доцент
Автор: Иванов О.П.
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «СТРОИТЕЛЬНАЯ КЛИМАТОЛОГИЯ»
(название дисциплины)
составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»________________________________________________________
(название специальности / направления)
Дисциплина входит в цикл математических и естественнонаучных дисциплин и изучается по выбору студента.
Аннотация
Преподавание курса “Строительная климатология” необходимо для студентов-железнодорожников, так как этот курс является одним из специальных курсов, включающим понятия и термины, относящиеся к проблемам решения производственных задач инженеров-железнодорожников в различных климатических условиях и работе преимущественно на открытом воздухе.
Курс дает студентам основные сведения по метеорологии, климатологии, астрономии, использованию методик по расчетам основных климатических характеристик: началу и концу теплого и холодного сезонов, весенней и осенней распутицы, продолжительности теплого и холодного периодов года, вынужденным простоям в работе железнодорожников и используемых строительных механизмов.
Курс научит студентов использовать климатические и метеорологические параметры для повышения эффективности решаемых инженерно-строительных и экологических задач, снижения затрат на проведение научных исследований и решения практических задач железнодорожного строительства, качественной и количественной интерпретации метеорологических и климатических данных.
1. Цели и задачи дисциплины.
Целью преподавания дисциплины является изучение основ математической и физической теории, используемой в метеорологии и климатологии, принципов решения задач по определению атмосферного давления, скорости и направления господствующих ветров, методик прогноза температуры приземных слоев воздуха, применяемых в метеорологии и климатологии специальной аппаратуры, основ регионального климатического мониторинга территории России и зарубежных стран, особенностей современного изменения климатических условий, причин глобальных изменений климата в прошлом, в настоящий момент и в будущем.
2. Требования к уровню освоения дисциплины "Строительная климатология"
В результате изучения дисциплины студенты должны:
ЗНАТЬ:
- математические и физические основы методов, используемых в метеорологии и климатологии для прогнозирования климатической ситуации на ближайший временной период, - принципы решения инженерно-строительных задач метеорологии и климатологии по каждому методу, - методики расчета основных метеорологических и климатических параметров, - принципы устройства метеорологической и климатической специальной аппаратуры по каждому методу, - возможности каждого метеорологического и климатического метода прогнозирования при решении инженерно-строительных и экологических задач, - принципы комплексирования метеорологических и климатических методов для повышения эффективности решения инженерно-строительных и экологических задач, - возможности использования климатических характеристик при региональных исследованиях, связанных с прокладкой новых железнодорожных линий в сложных и обычных климатических условиях.
УМЕТЬ:
- самостоятельно приобретать новые знания в области строительной климатологии и метеорологии на базе полученных знаний при прослушивании дисциплины, - использовать полученные знания при изучении последующих специальных курсов по инженерной строительной климатологии, - самостоятельно использовать полученные знания в практической работе после окончания вуза.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ:
- с правилами обращения с метеорологической и климатической аппаратурой, - с элементами интерпретации и и правильного истолкования метеорологических и климатических материалов, - с основными направлениями и возможностями использования климатических и метеорологических характеристик и многочисленных исходных климатических данных при решении практических задач инженерно-строительной специализации.
3.Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Очно-заочная Заочная
№№ семестров 5
Аудиторные занятия: 36
Лекции 18
Практические и семинарские занятия
Лабораторные работы (лабораторный практикум) и т.д. 18
Индивидуальные занятия 9
Самостоятельная работа 25
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ 70
Курсовая работа (курсовой проект) (№ семестра)
Виды промежуточного контроля
(экзамен, зачет) - №№ семестров Зачет – 5 сем.
4. Структура и содержание дисциплины "Строительная климатология"
Общая трудоемкость дисциплины составляет 70 часов.
№ п/п Наименование разделов лекции лаб. занятия
1 2 3 4
1 Вводная тема. Генезис и типизация климатических и метеорологических опасных природных процессов.
41 слайд.
Раздел 2. Опасные явления Космоса и их воздействие на климатическую систему Земли.
27 слайдов.
2 -
2 Раздел 3. Солнечно-земные связи. Космогенно-климатические опасные природные процессы.
23 слайда.
Раздел 4. Современный климат и проблемы озрна.
7 слайдов. 2 2
3 Раздел 5. Атмосферные ОПП и связь их с климатическими факторами.
17 слайдов.
Раздел 6. Негативные воздействия вихревых движений на климатическую систему.
2 2
4 Раздел 7. Метеогенно-биогенные ОПП и связь их с климатическими событиями.
8 слайдов.
Раздел 8. Гидрологические и гидрогеологические ОПП и связь их с климатическими факторами.
14 слайдов.
4 4
5 Раздел 9. Ветровые воздействия на климатические факторы.
9 слайдов.
Раздел 10. Цунами и явления у побережий и связь их с климатическими событиями..
43 слайда.
2 4
6 Раздел 11. Подземные воды и их воздействие на климатические факторы.
15 слайдов.
Раздел 12. Литосферные геологические ОПП. Динамика литосферы и ОПП, связь их с климатическими факторами.
48 слайдов.
2 2
7 Раздел 13. Землетрясения на земном шаре и связь из с климатическими событиями..
26 слайдов.
Раздел 14 Вулканические извержения, негативные воздействия на климатическую систему Земли.
65 слайдов.
2 2
8 Раздел 15 Экзогенные и склоновые процессы и их воздействие на климатическую систему Земли.
23 слайда.
Раздел 16. Сели, лавины.
29 слайдов.
2 2
Раздел 1. Вводная тема. Генезис и типизация климатических и метеорологических опасных природных процессов.
1.1. Исторические и современные опасные климатические и метеорологические опасные природные процессы (ОПП). Характеристика ОПП на территории России.
1.2. Порядок и хаос. Системное устройство мира. Неравновесные состояния и нелинейные взаимодействия систем, как основа ОПП.
1.3. Типология понятий. Классификация ОПП. Социально-психологический отклик на ЧС.
41 слайд.
Раздел 2. Опасные явления Космоса их воздействие на климатическую систему Земли.
2.1. Земля во Вселенной.
2.2. Вселенная, галактики, Солнечная система. Солнце. Активность Солнца.
2.3. Системы Земли. Строение Земли, магнитосферы, атмосферы и гидросферы.
27 слайдов.
Раздел 3. Солнечно-земные связи. Космогенно-климатические опасные природные процессы.
3.1. Природа климатических циклов.
3.2. Гляциоизостатические колебания уровня Мирового океана.
3.3. Явление Эль-Ниньо. Климатические и экологические следствия.
23 слайда.
Раздел 4. Современный климат и проблемы озона.
4.1. Причины современного потепления климата.
4.2. Возможные следствия и меры защиты.
4.3. Проблема озоновых «дыр».
4.4. Стратегия снижения риска.
7 слайдов.
Раздел 5. Атмосферные ОПП и связь их с климатическими факторами.
5.1. Масштабы движения атмосферы. Общая циркуляция атмосферы, струйные течения, пассаты, муссоны. Сезонные изменения.
5.2. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Генезис. Характеристики. Негативные следствия.
17 слайдов.
Раздел 6. Негативные воздействия вихревых движений на климатическую систему.
6.1. Местные ветры, шквалы, торнадо, смерчи. Ветровые воздействия, шкала Бофорта. Негативные следствия.
6.2. Интенсивные дожди, грозы, град, туманы. Негативные следствия.
6.3. Основы защиты и профилактики.
Раздел 7. Метеогенно-биогенные ОПП и связь их с климатическими событиями.
7.1. Природные пожары.
7.2. Виды и характеристика природных пожаров.
7.3. Негативные воздействия, способы локализации и тушения.
8 слайдов.
Раздел 8. Гидрологические и гидрогеологические ОПП и связь их с климатическими факторами.
8.1. Наводнения. Типизация. Поражающие факторы. Характеристика рек России. Половодья. Паводки. Антропогенные причины наводнений.
8.2. Исторические и современные меры защиты от наводнений.
14 слайдов.
Раздел 9. Ветровые воздействия на климатические факторы.
9.1. Типизация морских ОПП. Характеристика тайфунов, сильные волнения на море.
9.2. Ветровой нагон. Негативные следствия. Защита.
9.3. Абразия берегов. Негативные следствия. Защита.
9 слайдов.
Раздел 10. Цунами и явления у побережий и связь их с климатическими событиями..
10.1. Цунами. Генезис. Поражающие факторы. Прогноз. Меры защиты.
10.2. Сильный тягун в портах. Ранний ледовый покров. Обледенение. Поражающие факторы. Защита.
43 слайда.
Раздел 11. Подземные воды и их воздействие на климатические факторы.
11.1. Гидрологические ОПП. Типизация подземных вод. Артезианские воды.
11.2. Разрушительная работа подземных вод. Карст. Суффозия..
15 слайдов.
Раздел 12. Литосферные геологические ОПП. Динамика литосферы и ОПП, связь их с климатическими факторами.
12.1. Земная кора и литосфера. Строение и вертикальная динамика.
12.2. Горизонтальная динамика. Тектоника литосферных плит и ОПП.
Раздел 13. Землетрясения на земном шаре и связь из с климатическими событиями..
13.1. Основная характеристика землетрясений.
13.2. Профилактические мероприятия и ликвидация последствий.
26 слайдов.
Раздел 14. Вулканические извержения, негативные воздействия на климатическую систему Земли.
14.1. Основные характеристики и последствия вулканических извержений.
14.2. Прогноз, профилактические мероприятия, ликвидация последствий, защита.
65 слайдов.
Раздел 15 Экзогенные и склоновые процессы и их воздействие на климатическую систему Земли.
15.1. Выветривание. Типизация склоновых процессов.
15.2. Осыпи, обвалы, камнепады, оползни, крип, солификация и плоскостной смыв. Эрозия склонов. Негативные последствия.
15.3 Прогноз, профилактические мероприятия, ликвидация последствий, защита.
23 слайда.
Раздел 16. Сели, лавины.
16.1. Сели. Типизация. Основные характеристики. Негативные последствия. Прогноз. Защита.
16.2. Лавины. Типизация. Характеристики. Негативные последствия. Прогноз. Защита.
16.3 Пульсирующие ледники.
29 слайдов.
5. Лабораторные работы по строительной климатологии.
№№ п/п Номера разделов дисциплины Название практической работы
1
1 -4 Расчет климатических характеристик по заданным температурам (часть 1).
2 5 - 8 Расчет климатических характеристик по заданным температурам (часть 2).
3 9 -12 Расчет климатических характеристик по заданным температурам (часть 3).
4 13-16 Расчет климатических характеристик по заданным температурам (часть 4-8).
6. Самостоятельная работа
№ п/п Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
1 Охрана окружающей среды Конспектирование
2 Наводнения. Плюсы и минусы явления для строительства железных дорог Проработка учебной и научной литературы
3 Глобальные изменения климата Поиск и обзор научных публикаций
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1. Рекомендуемая литература.
1. И.И.Мазур, О.П.Иванов. Опасные природные процессы. М., «Экономика», 2004, с.704. Рецензент – М.Д.Рукин.
2. А.В.Кислов. Климат в прошлом, настоящем и будущем.М., Наука, 2001, с.352.
3. Рукин М.Д. Лекции (8 лекций, 16 разделов) и презентации лекций в электронном виде.
7.2. Дополнительная литература.
1. М.И.Будыко. Изменения климата. Л., Гидрометеоиздат, 1974, с.280.
2. Методические пособия преподавателей кафедры ОТУС МИИТ,а.
7.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.
4.3.1. Слайды (цветные, черно-белые) на прозрачных пленках.
4.3.2. Выносные плакаты-чертежи, схемы, карты.
4.3.4. Тексты лекций и презентации их по всем методикам климатологии и метеорологии в машинописном и электронном виде.
4.3.5. Тексты практических работ (№№1-5) по всем методикам климатологии в машинописном и электронном виде.
4.3.6. Приложения к практическим работам (графики, номограммы, схемы, таблицы, климатические материалы).
8. Необходимое материально-техническое обеспечение дисциплины.
8.1 Прибор “Оверхед”, телевизор с видеоприставкой и пультом управления, специализированные классы-аудитории.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
Автор: Доцент кафедры "Организация, технология
и управление строительством"
Московского Государственного
Университета Путей Сообщения (МИИТа),
профессор, д.т.н. Рукин М. Д.
Автор: Иванов О.П.