Описание:Краткое описание программы учебной дисциплины на русском языке
Курс направлен на формирование у студентов знаний по теории, методологии и практике психологии здоровья; о возможностях психологии здоровья в области укрепления и охраны здоровья, повышения индивидуальной и общественной ценности здоровья; о значимости вопросов, рассматриваемых в психологии здоровья, в гармонизации психического развития; в повышении адаптивных ресурсов человека, в формировании здорового образа жизни, а также в решении задач профилактики, реабилитации и реадаптации.
Подробно рассматривается проблема определения предметной области психологии здоровья. Обсуждается проблема рассмотрения психологии здоровья в структуре психологического и клинико-психологического знания, а также междисциплинарные аспекты психологии здоровья. Анализируются методологические основы, теоретические проблемы и практические задачи психологии здоровья. Подробно обсуждаются вопросы истории становления психологии здоровья как научного направления и раздела психологической науки в России и за рубежом.
Рассматриваются представления о здоровье и болезни в системе гуманитарного (философия, культурология, история, религиоведение и др.) и естественнонаучного (физиология, медицина и т.п.) знания; модели здоровья и болезни в Российской, Западноевропейской и Восточной культурах; обыденные представления о здоровье и болезни; проблематика здоровья и болезни как одна из актуальных в современной науке. Обсуждается междисциплинарный статус данных проблем.
Анализируются современные подходы к определению понятий «здоровье» и «болезнь». Обсуждается самостоятельная онтологическая сущность категории «здоровье»; обсуждаются представления о здоровье как о динамическом состоянии, имеющем системное строение и многофакторную детерминацию, а также биологические, психологические и социальные факторы здоровья. Обсуждается возможность выделения физического, психического (и психологического), а также социального здоровья.
Рассматриваются основные модели здоровья и болезни: медико-биологическая, психосоциальная, биопсихосоциальная; обсуждаются основные методологические и практические трудности, возникающие при работе в рамках каждой модели; ограничения моделей.
Подробно обсуждается проблема отношения к здоровью. Рассматривается и анализируется категория «внутренняя картина здоровья (ВКЗ)»; история изучения ВКЗ; различные понятия, описывающие данный феномен; теоретико-методологические подходы к изучению ВКЗ; представления о структуре ВКЗ; условия и факторы, зияющие на становление ВКЗ; роль психологических факторов в становлении ВКЗ; возрастные особенности ВКЗ; подходы к коррекции ВКЗ.
Обсуждаются основные направления деятельности клинического психолога в области психологии здоровья: при решении задач повышения индивидуальной и общественной ценности здоровья; укрепления и охраны здоровья; в формировании здорового образа жизни; в повышении адаптивных ресурсов человека; при оценке копинг-ресурсов и копинг-стратегий; при решении задач профилактики, реабилитации и реадаптации. Подробно рассматривается проблема формирования здорового образа
4
жизни: представления о здоровом образе жизни в истории науки и культуры; параметры здорового образа жизни с позиций разных наук; психологические подходы к формированию здорового образа жизни; психологические аспекты формирования здорового образа жизни; проблемы низкой эффективности внедрения в повседневную жизнь параметров здорового образа жизни и новые возникающие при этом факторы риска.
В рамках данного курса особое внимание уделяется проблеме профилактики, как центральной проблеме психологии здоровья. Обсуждаются представления о проблеме профилактики в медицине и психологии; цели и задачи профилактики; понятие специфической и неспецифической, а также первичной, вторичной и третичной профилактике; место психологических мероприятий в общей системе профилактики; проблема профилактики зависимостей как актуальная проблема психологии здоровья; психологические принципы профилактики зависимостей; проблема создания эффективных профилактических программ при работе с зависимостями разных типов.
Рассматривается проблема профессиональных вредностей в работе клинического психолога, а также этические и правовые аспекты профессиональной деятельности клинического психолога в области психологии здоровья.
В рамках предлагаемой программы студенты должны получить знания, выработать умения и навыки, объем и структура которых сопоставимы с программами, реализуемыми в ведущих зарубежных университетах.
Краткое описание программы учебной дисциплины на английском языке
The course aims at developing students' knowledge of the methodology, theory and practice of health psychology and the use of these knowledges in the activities of a clinical psychologist; about the possibilities of health psychology in the area of promoting and protecting the health; about the importance of the issues within the subject area of health psychology; to harmonize the mental and physical development; to improve their psychological stability and adaptive resources; in the formation of a healthy lifestyle; as well as solving the problems of prevention, rehabilitation and reintegration.
The course contains the modern approaches to the definition of "health" and "disease". We discuss the nature of independent ontological category of "health". We introduce the notion of health as a dynamic state of systemic and multifactor structure determination. It describes the determinants of health: biological, psychological and social. We discuss the issues of physical, mental (or psychological) and social health.
It also contains the main model of health and illness: biomedical, psychosocial, bio-psycho-social; It discusses the main methodological and practical difficulties arising from the work under each model; Limited models; the possibility of application of models to solve theoretical and applied problems in the field of clinical psychology.
It discusses in detail the problem of the relation to health and disease in clinical psychology. With theoretical and methodological and historiographical positions it analyzes the category of "subjective pattern of health” (SPH) and similar concepts; the image of the structure of SPH; the conditions and factors affecting the formation of SPH, compared to those that are
5
not involved; the role of psychological factors in the development of SPH; age features of SPH; approaches to correcting SPH and huge methodological possibilities of using this category in order to solve the issue of psychological support.
It also contains the main directions of activity of a clinical psychologist in solving the issues of increase of the individual and public health value; in promoting and protecting the health; in the formation of healthy lifestyle; in increase of their adaptive resources; in assessing the coping resources and coping strategies; in solving the problems of prevention, rehabilitation and reintegration.
It considers in detail the problem of formation of a healthy lifestyle: the submission of a healthy lifestyle in the history of science and culture; the parameters of a healthy lifestyle from the viewpoint of different sciences and from the standpoint of "ordinary representations theory"; psychological approaches to promote healthy lifestyles; psychological aspects of a healthy lifestyle.
This course focuses on the issue of adaptation. We consider the psychological mechanisms of adaptation, analyze the factors of increasing the adaptive capacities of personality.
The problem of prevention, as the central issue of health psychology is also described. We discuss the idea of problem of prevention in medicine and clinical psychology; goals and objectives of prevention; problem of prevention of addictions.
It discusses in detail the phenomenon of "burnout syndrome" in the context of the analysis of activities in clinical psychology.
The result of the development of the course is the development of the students' competencies system according to the tasks of professional activity in the field of clinical psychology. Within the proposed program, students could acquire knowledge, develop skills, the scope and structure of which is comparable to programs in leading foreign universities.