Описание:В рамках межфакультетского курса «Прагматика музыкального текста» термин Ч.У. Морриса «прагматика» переосмысливается применительно к факту историко-культурного существования музыки как феномена человеческой деятельности и его фактической реализации: музыкального объекта. Музыка, как символическое преобразование человеческого опыта в сфере звуковых структур, есть особая знаковая среда, которую можно рассматривать как частный случай универсальной науки о знаках, семиотики. При этом отсутствие у музыкального знака (тона) таких принципиальных качеств как фиксированная коннотация (С. Лангер) и предметное содержание не позволяет механически экстраполировать дискурс о языковых знаковых системах на сферу музыкального. Вопросы музыкальной семантики, синтактики и прагматики остаются даже в самых общих конфигурациях дискуссионными.
Опуская первые два, предлагаемый курс основное внимание концентрирует на третьем разделе — прагматике, понимая ее как бинарное отношение «музыкальный объект — интерпретатор», где «музыкальный объект» в его предельном культурно-историческом смысле понимается как текстовая среда. В этом контексте формулировка центрального вопроса всего курса будет звучать таким образом: «Что выражает музыкальный объект?» При этом, учитывая принципиальную бинарность отношения, вопрос решается в двух измерениях: с одной стороны, как проблема музыкального содержания, т.е. того, что предстоит субъекту восприятия в звуковой структуре. С другой, — как манифестация имманентного самому субъекту восприятия культурно-мировоззренческого кода, создающего условия дешифровки этого содержания.
Реализация исследовательской программы курса «Прагматика музыкального текста» будет осуществляться в рамках исторического подхода к феномену музыкального искусства.