Описание:куратор - Скитер Майя Леонидовна
3 апреля 2017 - 18 апреля 2017 Груздева Елена Владимировна
МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет, Кафедра экономики инноваций
обязательная, базовой части, семинары, 40 часов
Автор: Груздева Елена Владимировна
1 февраля 2016 - 1 марта 2016 Груздева Елена Владимировна
МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет, Кафедра экономики инноваций
обязательная, базовой части, лекции, 40 часов
Автор: Груздева Елена Владимировна
Срок обучения – 52 час.(ауд. – 40 час., самостоятельная – 12 час.,
Учебная программа**
Программы MBA
Управление предприятием и предпринимательство
Тема 1. Операционный менеджмент на предприятии: обзор
Общая характеристика менеджмента. Организация и менеджмент. Предприятие: характеристика, функции и организация деятельности. Виды и типы предприятий. Назначение, типы и задачи предприятий. Позиция управления внутри организации.
Менеджмент и внешнее окружение организации. Внутренняя и внешняя среда организации: основные понятия. Факторы, формирующие стратегию фирмы. Внутренняя среда организации: производственная, маркетинговая, инвестиционная, финансовая функции. Развитие стратегического видения и миссии компании. Внешняя среда фирмы прямого воздействия: поставщики (оборудования, сырья, трудовых и финансовых ресурсов), конкуренты, потребители, контактные аудитории. Внешняя среда фирмы косвенного воздействия: государственно-политические, экономические (уровень инфляции и процентных ставок на капитал), социально-демографические, научно-технологические, правые факторы.
Управление как особая профессиональная деятельность. Менеджмент и менеджеры. Роли менеджера компании. Процесс и задачи общего управления на предприятии.
Практическая часть: работа в компьютерном классе «Создание фирмы, экономика и организация бизнеса».
Появление бизнес-идеи. Определение жизнеспособности идеи. Определение масштабов бизнеса и потребности в ресурсах. Создание и реализация предпринимательского проекта. Факторы успеха предпринимательского проекта.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций. Мобилизация финансовых и материально-вещественных ресурсов. Источники финансирования бизнеса. Формирование уставного капитала компании. Организационное и юридическое оформлением (регистрация) бизнеса.
Формирование и распределение затрат и доходов компании на этапах формирования, начального роста/развития компании. Формирование положительного денежного потока. Нелинейные модели формирования денежных потоков компаний в зависимости от характеристики отрасли, вида финансирования (смешанных форм финансирования), момента запуска продукта на рынок.
Самостоятельная работа
Изучение руководства и методических материалов деловой игры, изучение учебной литературы из списка литературы, выполнение задания по разделу «Разработка общего видения и миссии фирмы».
Тема 2. Природа, сущность и развитие управления. Формирование и выполнение стратегии. Процесс управления на предприятии
Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления. Управление как отношение. Управление как развивающаяся система. Содержание и логика развития управления. Развитие взглядов на менеджмент. «Одномерные» учения об управлении. «Синтетические» учения об управлении.
Стратегическое мышление. Три задачи создания стратегии: формулирование стратегического видения, установление целей, разработка стратегий. Модели управления в компании. Содержание и основные этапы процесса управления на предприятии. Уровни стратегии: корпоративная, деловая, функциональная, операционная. Типы корпоративных стратегий. Функциональные и продуктовые стратегии фирмы.
Оценка, выбор и выполнение стратегий.
Практическая часть: работа в компьютерном классе «Управление производственным процессом на предприятии»
Работа в компьютерном классе «Управление производственным процессом на предприятии». Формирование производственной системы. Разработка стратегии долгосрочных инвестиций в основные средства. Организация процесса производства в нескольких цехах. Закупка оборудования. Соотношение цена/эффективность для оборудования.
Управление производственными запасами. Планируемый уровень закупки сырья. Тип покупаемого сырья.
Виды производимой продукции. Управление производством в условиях многопродуктового портфеля продукции. Формирование объема выпускаемой продукции. Коэффициент использования рабочего времени. Экономические последствия изменения оплаты труда. Воспроизводство основных фондов.
Самостоятельная работа
Формирование и формулирование принципов организации командной работы, разработка производственной стратегии предприятия, в том числе стратегии управления запасами. Формирование себестоимости. Анализ влияния оплаты труда, уровня контроля качества на основные экономические показатели деятельности предприятия.
Тема 3. Области выработки общей стратегии. Стратегия и конкурентное преимущество
Анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней. Анализ состояния компании. SWOT-анализ: анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных угроз.
Стратегии конкуренции. Наступательные стратегии и сохранение конкурентного преимущества. Оборонительные стратегии и конкурентное преимущество. Стратегии вертикальной интеграции.
Приведение маркетинговой стратегии в соответствие со сложившейся ситуацией на рынке.
Практическая часть: работа в компьютерном классе «Разработка и практическая реализация стратегии сбыта»
Работа в компьютерном классе «Разработка и практическая реализация стратегии сбыта». Выбор каналов распределения товаров. Анализ основных факторов влияющих на реализацию продукции в условиях конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция с другими компаниями. Жизненный цикл продукта. Управление многопродуктовым портфелем продукции. Инструменты анализа и оценки сбытовой деятельности предприятия. Варианты стратегии предприятия на рынке готовой продукции: следование за конкурентами, рыночная агрессия, экономия на издержках.
Разработка и реализация слушателями управленческих решений по следующим аспектам деятельности своих предпринимательских проектов (подготовка данных для следующей темы): финансовые операции, получение и возврат кредитов, открытие и закрытие депозитов, выплата дивидендов, выпуск и выкуп акций, покупка акций других организаций, продажа акций других организаций.
Самостоятельная работа
Планирование выхода на рынок: сегментация рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование на рынке, формирование сбытовой стратегии. Изучение литературы из списка рекомендованной литературы.
Тема 4. Области выработки общей стратегии. Разработка инвестиционной стратегии предприятия. Финансы компании и управление ими
Общие проблемы расширения деятельности предприятия. Дилемма выбора в инвестиционной политике фирмы: выбор направления долгосрочных инвестиций и источников их финансирования. Наращивание имеющегося производства или освоение новых видов производств. Соотношение собственных и заемных средств: основные возможности и угрозы.
Оценка эффективности инвестиционных проектов. Анализ эффективности производственных инвестиций (расчет чистого приведенного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости, по отношению к плановым и фактическим инвестициям, с полным раскрытием денежного потока).
Операционный анализ. Понятие денежного потока. Отрицательный денежный поток. Анализ капитала.
Практическая часть: работа в компьютерном классе «Финансы компании и управление ими»
Работа в компьютерном классе «Анализ отчетных данных по деятельности предпринимательских проектов». Анализ командами слушателей дисциплины следующих отчетных данных по деятельности своих предпринимательских проектов:
• Сводный отчет по результатам управления предпринимательским проектом;
• Бухгалтерский учет (Журнал хозяйственных операций, Главная книга, Оборотно-сальдовая ведомость);
• Управленческая отчетность по производству и реализации (Движение оборудования, Состояние оборудования, Производство продукции, Производственная себестоимость, Оплата труда, Движение персонала, Движение и качество запасов, Продажа продукции, Полная себестоимость, Рентабельность продукции, Продажа оборудования и сырья);
• Управленческая отчетность по финансовым операциям (Движение денежных средств, Движение задолженности, Факторинг, Движение кредитов, Расчеты по лизингу, Движение депозитов, Покупка акций других организаций, Продажа акций других организаций, Движение портфеля акций, Доходность портфеля акций);
• Финансовая отчетность по РСБУ (Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Справка к Отчету о прибылях и убытках, Отчет об изменениях капитала, Чистые активы, Отчет о движении денежных средств);
• Финансовая отчетность по МСФО (Разницы между МСФО и РСБУ по движению оборудования, Разницы между МСФО и РСБУ по себестоимости продукции, Разницы между МСФО и РСБУ по продаже оборудования, Отложенные налоговые активы и обязательства по МСФО, Бухгалтерский баланс по МСФО, Отчет о прибылях и убытках по МСФО, Примечания к Отчету о прибылях и убытках по МСФО, Отчет об изменениях капитала по МСФО, Отчет о движении денежных средств по МСФО);
• Налоговая отчетность (Декларация по налогу на прибыль, Налоговый регистр по прямым расходам, Налоговый регистр по убыткам от реализации ОС, Учет расчетов по налогу на прибыль (ПБУ 18/02), Декларация по налогу на дивиденды, Декларация по налогу на добавленную стоимость, Декларация по налогу на имущество, Расчеты с бюджетом).
Самостоятельная работа
Анализ конкретной ситуации, формирование инвестиционной стратегии предприятия, подготовка группового проекта, анализ литературы из списка рекомендованной литературы.
Тема 5. Области реализации общей стратегии. Реализация стратегии фирмы в условиях конкуренции
Ситуационный подход и концепция управленческого выбора. Природа и методы изменений. Осуществление изменений. Сопротивление изменениям. Организационная структура и бизнес-среда.
Оценка эффективности управления компании. Основные показатели доходов компании: чистая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения. Показатели доходности компании: рентабельность активов, рентабельность собственного капитала компании, дивидендной и (или) рыночной доходности акций. Внутренние оценки стоимости компании. Показатели устойчивости компании. Системы оценки эффективности управления предприятием.
Практическая часть: работа в компьютерном классе «Реализация стратегии фирмы в условиях конкуренции»
Фактический объем произведенной продукции, обоснование платежеспособного спроса, расчет фактических объемов денежных расходов. Управление оборотными средствами и краткосрочными финансовыми потоками. Понятие дефолта. Способы решения проблемы нехватки денежных средств.
Проблемы выбора в инвестиционной политике фирмы: выбор направления долгосрочных инвестиций и источников их финансирования. Наращивание имеющегося производства или освоение новых видов производств. Соотношение собственных и заемных средств: основные возможности и угрозы.
Налаживание бесперебойного процесса производства и сбыта продукции в условиях конкуренции и переменчивости спроса в целом. Определение фактического объема продаж, выручки от продажи продукции, доли рынка. Стратегия максимизации прибыли от продажи продукции.
Работа в компьютерном классе «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предпринимательских проектов». Анализ и презентации командами слушателей дисциплины финансово-хозяйственной деятельности своих предпринимательских проектов или планирования деятельности на основе следующих данных:
• Финансовые показатели (Показатели ликвидности, Показатели финансовой устойчивости, Аналитический отчет о прибылях и убытках, Основные показатели рентабельности, Показатели рентабельности активов, Показатели оборачиваемости, Формула Дюпона, Показатели рыночной активности, Индекс Альтмана);
• Операционный анализ (Структура производственных затрат, Структура совокупных затрат, Точки безубыточности и запас прочности, Чувствительность прибыли и операционные рычаги);
• Инвестиционный анализ (Анализ инвестиционных проектов, Анализ фактических инвестиций);
• Анализ капитала (Цена капитала и финансовый рычаг, Цена дополнительного капитала).
Презентация группового проекта. Оценка группового проекта.
Самостоятельная работа
Анализ конкретной ситуации, подготовка презентации группового проекта.